Участие государства в ГЧП определяется необходимостью уменьшения или устранения дисбаланса между общественными потребностями в социальнопроизводственной инфраструктуре и уровнем ее развития в условиях финансовых ограничений. В связи с этим в Московской области активно развиваются различные формы взаимодействия власти и бизнеса. По данным Центра развития государственно-частного партнерства Московская область в 2013–2014 гг. занимала 34-е место со значением интегрального показателя 38%. Однако в следующем отчетном периоде в 2014–2015 гг. регион поднялся на 25 позиций вверх и занял 9-е место со значением интегрального показателя 56,6%. В последующих периодах динамика развития ГЧП в Подмосковье оставалась положительной: в 2015–2016 гг. регион занимал 8 место со значением интегрального показателя 47,9%, в 2016–2017 гг. — 2–3 место со значением интегрального показателя 82,7% (такие же показатели отмечены у Самарской области).
Необходимо пояснить, что рейтинг регионов определяется на основе показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» (интегральный показатель) и используется при определении текущих показателей эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Критериями интегрального показателя являются:
• сумма баллов региона по фактору «Опыт реализации проектов»;
• сумма баллов региона по фактору «Нормативно-правовая база»;
• сумма баллов региона по фактору «Институциональная среда».
Именно благодаря опыту реализации проектов регион в 2016–2017 гг. обеспечил себе достижение высоких результатов. Действительно, согласно официальным данным на разных стадиях реализации в регионе находятся 102 проекта, из которых 5 проектов осуществляются в сфере благоустройства и IT-инфраструктуры, 33 проекта — в коммунально-энергетическом секторе, 38 проектов — в социальной сфере, 21 проект — в сфере транспорта1 . Все указанные проекты реализуются в форме концессионных соглашений или договоров аренды с инвестиционными обязательствами.