По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 504.062 DOI:10.33920/sel-4-2008-12

Анализ государственного регулирования охраны окружающей среды нефтегазового комплекса Российской Федерации

Пасько О. А. профессор отделения геологии Инженерной школы природных ресурсов E‑mail: oap@tpu.ru, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск
Финаев А. С. аспирант отделения геологии Инженерной школы природных E‑mail: alexfi naev1993@ gmail.com, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск

Нефтегазовый комплекс является одним из наиболее опасных и негативно воздействующих на окружающую среду производств. Особенно негативные воздействия заметны в северных районах промышленного освоения месторождений. Охрана окружающей среды, предотвращение и минимизация негативных воздействий являются актуальными темами, требующими изучения, роль государственного регулирования является одной из ключевых для достижений данных целей. В статье рассмотрены механизмы и нормы экологического регулирования нефтегазового комплекса Российской Федерации.

Литература:

1. Логинов В.Г. и др. Предприятия-недропользователи в роли загрязнителей и защитников окружающей среды // Известия 155 УГГУ. 2019. — Вып. 3 (55). — С. 150–156.

2. Агафонов В.Б., Быковский В.К., Выпханова Г.В., Ершова И.В., Шпаковский Ю.Г., Агафонов В.Б., Жаворонкова Н.Г. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития. — М.: Норма, Инфра-М., 2014. — 160 с.

3. Жаворонкова Н.Г. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности при нефтяных загрязнениях // Нефть, Газ и Право. — 2011. — №1. — С. 28–34.

4. Конституция Российской Федерации. — Режим доступа: www.constitution.ru (дата обращения: 28.01.2020).

5. Полозов М.Б. Учебно-методическое пособие «Экология нефтегазодобывающего комплекса». — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. — 174 с.

6. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 №404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации». — Режим доступа: http://base.garant.ru/12160654/ (дата обращения: 28.01.2020).

7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №326 (ред. от 05.12.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды». — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_162183/ (дата обращения: 28.01.2020).

8. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году». — М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2018. — 888 с.

9. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году». — М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2019. — 844 с.

10. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды». — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 25.01.2020).

11. Федеральный закон № 7‑ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды». — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901808297 (дата обращения: 25.01.2020).

12. Федеральный закон от 23.11.1995 №174‑ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об экологической экспертизе». — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8515/269db2bc04cca9aba562fc2ff0 2d0b99376478c0/ (дата обращения: 25.01.2020).

13. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187‑ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». — Режим доступа www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8560/ (дата обращения: 25.01.2020).

14. Газизова О. В., Галеева А. Р. Экологическая безопасность как приоритет развития нефтегазовой отрасли // Вестник технологического университета. — 2013. — Т. 16. — Вып. 18. — С. 266–270.

15. Блажеев Я. А. Правовые проблемы обеспечения государственного надзора в нефтегазовом комплексе Российской Федерации // Юридический мир. — 2016. — № 5. — С. 36–43.

16. Анализ выполнения задач государственной политики в области экологического развития и соответствующих Поручений Президента Российской Федерации — М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), Национальное информационное агентство «Природные ресурсы» (НИА‑Природа), 2016. — 54 c.

17. Pasko O. A., Posternak T. S. Determination of drill cuttings hazard class and toxicity by means of phytotesting // International Journal of Engineering Science and Innovative Technology (IJESIT). — 2015. — Vol. 4. — Iss. 2. — P. 63–66.

Ключевым элементом топливо-энергетического комплекса РФ является нефтегазовый сектор, который играет ведущую роль в обеспечении национальных интересов и обеспечивает основную часть бюджета. Вместе с тем добыча нефти и газа в большинстве случаев связана с исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, негативным воздействием на окружающую среду и ведет к деградации природных экологических систем [2].

В ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации (РФ) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам [4]. Государственное регулирование должно обеспечивать реализацию этих прав и обязанностей и создавать благоприятные условия для деятельности нефтегазовых компаний, регулирования, охраны и рационального использования природных ресурсов.

Организационными методами осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды являются:

— экономические меры;

— нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды;

— планирование охраны окружающей среды;

— проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др.

Хотя организационные методы не являются правовыми, они осуществляются в правовых рамках. В системе государственного регулирования охраны окружающей среды РФ выделяют федеральный контроль, контроль, осуществляемый субъектами и отраслевые законодательные акты [3] (рис. 1). При федеральном контроле государственное управление охраной окружающей среды осуществляет правительство РФ либо федеральный орган исполнительной власти. При государственном регулировании охраны окружающей среды субъектов РФ управление осуществляют федеральные органы исполнительной власти и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ (рис. 1). При отраслевом регулировании управление осуществляют федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ. В законодательстве РФ в сфере правового регулирования охраны природной среды преобладает отраслевой принцип [5].

Для Цитирования:
Пасько О. А., Финаев А. С., Анализ государственного регулирования охраны окружающей среды нефтегазового комплекса Российской Федерации. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: