Ключевым элементом топливо-энергетического комплекса РФ является нефтегазовый сектор, который играет ведущую роль в обеспечении национальных интересов и обеспечивает основную часть бюджета. Вместе с тем добыча нефти и газа в большинстве случаев связана с исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, негативным воздействием на окружающую среду и ведет к деградации природных экологических систем [2].
В ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации (РФ) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам [4]. Государственное регулирование должно обеспечивать реализацию этих прав и обязанностей и создавать благоприятные условия для деятельности нефтегазовых компаний, регулирования, охраны и рационального использования природных ресурсов.
Организационными методами осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды являются:
— экономические меры;
— нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды;
— планирование охраны окружающей среды;
— проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др.
Хотя организационные методы не являются правовыми, они осуществляются в правовых рамках. В системе государственного регулирования охраны окружающей среды РФ выделяют федеральный контроль, контроль, осуществляемый субъектами и отраслевые законодательные акты [3] (рис. 1). При федеральном контроле государственное управление охраной окружающей среды осуществляет правительство РФ либо федеральный орган исполнительной власти. При государственном регулировании охраны окружающей среды субъектов РФ управление осуществляют федеральные органы исполнительной власти и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ (рис. 1). При отраслевом регулировании управление осуществляют федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ. В законодательстве РФ в сфере правового регулирования охраны природной среды преобладает отраслевой принцип [5].