По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.13, ВАК 08.00.05 DOI:10.33920/sel-11-2312-06

Анализ факторов онлайн-продаж продуктов питания как способ развития бизнеса

Стеклова Т. Н. канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита, ФГБОУ ВО «Ставропольский ГАУ», 355017, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, д. 12, тел: 8-918-763-2001, E-mail: TatyanaSteklova@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1502-186X
Стеклов А. Н. канд. экон. наук, доцент кафедры финансового менеджмента и банковского дела, ФГБОУ ВО «Ставропольский ГАУ», 355017, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, д. 12, тел: 8-918-878-2214, E-mail: StekloffSAN@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-3975-3347
Лещева М. Г. д-р экон. наук, профессор кафедры экономического анализа и аудита, ФГБОУ ВО «Ставропольский ГАУ», 355017, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, д. 12, тел: 8-909-761-33-33, E-mail: marina_lesheva60@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8087-2279
Хоружий В. И. д-р экон. наук, профессор Департамента налогового администрирования, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 125167, г. Москва, пр-т Ленинградский, д. 49, E-mail: vhoruzhiy@yandex.ru, ORCHID: 0000-0001-6268-6640

В статье проведено исследование развития системы онлайн-продаж продуктов питания в России и возможности расширения рынка для мелких товаропроизводителей. Рассмотрены возможности продвижения ими своей продукции и поиска клиентов. Выявлены факторы роста продаж продуктов питания онлайн и обоснованы преимущества обмена данными для эффективного и устойчивого взаимодействия разных участников рынка с использованием цифровых онлайн-платформ. Проанализированы типы платформенного бизнеса и предложены возможности повышения эффективности продвижения продуктов питания на межрегиональные и международные рынки.

Литература:

1. Амирагян Л.М., Пантыкин Д.С. Перспективы торговли продуктами питания в сети Интернет. Аллея науки. 2017; 7: 767–769.

2. Рыбалова Т.И. Онлайн-торговля продуктами питания. Молочная промышленность. 2019; 10: 4–8.

3. Tiunov V.M. Online food trade as a growth driver of the Russian e-Сommerce market. Современная наука и инновации. 2021; 4 (36): 81–85.

4. Северинов А.З., Кульпин С.В. Исследование отношения потребителей к сервисам онлайн доставки на рынке продуктов питания / Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Екатеринбург, 2021: 186–191.

5. Никишкин В.В., Самарина Т.Н. Современные тренды развития розничной торговли продуктами питания. Практический маркетинг. 2021; 11 (297): 10–18.

6. Разумов А.А. Возможные направления развития дистанционной торговли продуктами питания в Российской Федерации / Сборник трудов X Конгресса молодых ученых. Материалы конгресса. СПб., 2021: 231–236.

7. Стеклова Т.Н., Стеклов А.Н., Батищева Е.А. Современные тренды развития онлайн-торговли продуктами питания в России. Финансовая экономика. 2022; 12: 144–148.

8. АКИТ. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://akit.ru/

9. Data Insight. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.datainsight.ru/

1. Amiragyan L.M., Pantykin D.S. Prospects of food trade on the Internet. Science Alley. 2017; 7: 767–769.

2. Rybalova T.I. Online food trade. Dairy industry. 2019; 10: 4–8.

3. Tiunov V.M. Online food trade as a growth driver of the Russian e-Commerce market. Modern science and innovation. 2021; 4 (36): 81–85.

4. Severinov A.Z., Kulpin S.V. Research of consumers’ attitude to online delivery services in the food market / Strategies for the development of social communities, institutions and territories: proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference: in 2 volumes. Yekaterinburg, 2021: 186–191.

5. Nikishkin V.V., Samarina T.N. Modern trends in the development of retail food trade. Practical marketing. 2021; 11 (297): 10–18.

6. Razumov A.A. Possible directions for the development of remote food trade in the Russian Federation / Proceedings of the X Congress of Young Scientists. Materials of the Congress. St. Petersburg, 2021: 231–236.

7. Steklova T.N., Steklov A.N., Batishcheva E.A. Modern trends in the development of online food trade in Russia. Financial economics. 2022; 12: 144–148.

8. AKIT. The official website [Electronic resource]. — Access mode: https://akit.ru.

9. Data Insight. The official website [Electronic resource]. — Access mode: https://www.datainsight.ru.

В России онлайн-торговля продуктами питания стала развиваться намного позже, чем остальные сегменты интернет-торговли. Только в 2002 г., благодаря компании «Утконос», российские покупатели узнали о данном предложении. Однако вплоть до 2020 г. данная ниша оставалась практически невостребованной и не выделялась в отдельную категорию в структуре онлайн-торговли. Пандемия и вынужденная изоляция дали огромный импульс к развитию электронных продаж именно продуктов питания (eGrocery) и фармацевтических товаров (ePharma).

В связи с этим и научные исследования, связанные с онлайн-продажами продуктов питания, в России стали появляться совсем недавно. Состояние и перспективы развития данного рынка исследовались следующими такими авторами, как Амирагян Л.М. и Пантыкин Д.С. [1], Рыбалова Т.И. [2], Тиунов В.М. [3]. Ученые Северинов А.З., Кульпин С.В. исследовали отношение различных групп потребителей к разным сервисам доставки продуктов питания и провели оценку влияния действий компаний-посредников на предпочтения конечных потребителей товаров [4]. Проблемы и перспективы основных ретейлеров в своих трудах изложили Никишкин В.В. и Самарина Т.Н. [5]. Свой взгляд на дальнейшие направления развития онлайн-продаж продовольственных товаров на основе потребительских предпочтений изложил Разумов А.А. [6].

Однако в силу молодости рынка до сих пор мало изучены онлайн-покупатели продуктов питания и их привычки. Необходимо выяснить причины, по которым они выбирают именно такой формат покупки продуктов, а также ожидания потребителей от продавцов.

Рынок продуктов питания в настоящий момент — один из самых быстрорастущих сегментов электронной торговли. Он стал определять развитие технологий на рынке. Для успешного продвижения товаров продавцы вынуждены применять новые системы управления на складах, новые способы логистики. Появились новые рабочие места, а число курьеров выросло во много раз, и это не предел.

С развитием онлайн-продаж продуктов питания стремительно меняются и способы их продвижения на рынке. Так как меняются потребители, их поведение, стремление получить определенный уровень сервиса, рождаются и новые игроки, технологии и продукты. Как известно, спрос рождает предложение.

Для Цитирования:
Стеклова Т. Н., Стеклов А. Н., Лещева М. Г., Хоружий В. И., Анализ факторов онлайн-продаж продуктов питания как способ развития бизнеса. Бухучет в сельском хозяйстве. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: