В России онлайн-торговля продуктами питания стала развиваться намного позже, чем остальные сегменты интернет-торговли. Только в 2002 г., благодаря компании «Утконос», российские покупатели узнали о данном предложении. Однако вплоть до 2020 г. данная ниша оставалась практически невостребованной и не выделялась в отдельную категорию в структуре онлайн-торговли. Пандемия и вынужденная изоляция дали огромный импульс к развитию электронных продаж именно продуктов питания (eGrocery) и фармацевтических товаров (ePharma).
В связи с этим и научные исследования, связанные с онлайн-продажами продуктов питания, в России стали появляться совсем недавно. Состояние и перспективы развития данного рынка исследовались следующими такими авторами, как Амирагян Л.М. и Пантыкин Д.С. [1], Рыбалова Т.И. [2], Тиунов В.М. [3]. Ученые Северинов А.З., Кульпин С.В. исследовали отношение различных групп потребителей к разным сервисам доставки продуктов питания и провели оценку влияния действий компаний-посредников на предпочтения конечных потребителей товаров [4]. Проблемы и перспективы основных ретейлеров в своих трудах изложили Никишкин В.В. и Самарина Т.Н. [5]. Свой взгляд на дальнейшие направления развития онлайн-продаж продовольственных товаров на основе потребительских предпочтений изложил Разумов А.А. [6].
Однако в силу молодости рынка до сих пор мало изучены онлайн-покупатели продуктов питания и их привычки. Необходимо выяснить причины, по которым они выбирают именно такой формат покупки продуктов, а также ожидания потребителей от продавцов.
Рынок продуктов питания в настоящий момент — один из самых быстрорастущих сегментов электронной торговли. Он стал определять развитие технологий на рынке. Для успешного продвижения товаров продавцы вынуждены применять новые системы управления на складах, новые способы логистики. Появились новые рабочие места, а число курьеров выросло во много раз, и это не предел.
С развитием онлайн-продаж продуктов питания стремительно меняются и способы их продвижения на рынке. Так как меняются потребители, их поведение, стремление получить определенный уровень сервиса, рождаются и новые игроки, технологии и продукты. Как известно, спрос рождает предложение.