По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008.001.8 DOI:10.33920/nik-01-2003-07

Анализ эволюции культуры

Петрова Софья Игоревна НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ», Россия, 350010, Краснодар, ул. Зиповская, д. 5, E-mail: Sofya8888@Yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0843-4327

Статья посвящена анализу детерминантов и источников возникновения культуры. Если раньше определенные культурные ценности не менялись на протяжении многих веков, детерминируя бытие не одного поколения, то теперь несколько культурных эпох чередуются на протяжении одной жизни. Переход к постиндустриальному обществу приводит к трансформации в духовной сфере и появлению массовой культуры. Показывается, что отправной точкой для философской рефлексии массовой культуры должен быть выход за пределы рассмотрения этого явления только как явления художественной жизни «людей массовой культуры» и определение ее обусловленности от развития культуры общества в целом.

Литература:

1. Аристотель. Метафизика. — М., 1964. — С. 96.

2. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста // Философия творчества, культуры и искусства. — Т. 1. — М., 1994. — С. 390.

3. Губман Б.Л. Современная философия культуры. — М., 2005. — С. 256.

4. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 386.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Полн. собр. соч. — Т. 46. — Ч. 1. — М., 1955–1974. — С. 386.

6. Петров И.Ф. Потребностное содержание личности: взаимосвязь и взаимообусловленность // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 2 (5). — С. 167–175.

7. Петров И.Ф. Социальные потребности как важнейшая характеристика общества // Вестник ИМСИТ. — 2013. — № 3–4 (55–56). — С. 47–54.

8. Петров И.Ф. Социальная структура личности и потребности // Вестник ИМСИТ. — 2016. — № 1 (65). — С. 7–8.

9. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. — М., 1997. — С. 33.

10. Уайт Л.А. Понятие культуры // Антология исследований культуры. — СПб.: Унив. книга, 1997. — С. 17.

11. Цицерон М.Т. Избранные сочинения. — М., 1975. — С. 252.

12. Kroeber A.L., Kluckholn A. Cretical Review of Concept and Defi nitions. — Harvard Univ., 1952.

Статья поступила 16.06.2019

Связь культуры и философии отмечали еще философы Античности. Но культура в то время рассматривалась как духовное явление, как свойство человеческой души. Считалось, что культура души отличает образованных людей от варваров. Цицерон, например, говорил о необходимости культуры души, отождествляя ее непосредственно с философией [11].

Аристотель дал определение того, что существует: «Сущее можно разделять (на два класса) на продукты природы и продукты, имеющие другого рода источники» [1]. В то же время если в древние времена человеческий микрокосмос был полностью связан с макрокосмосом Вселенной, то постепенно человек все больше стал отличаться от мира и природы и начал противопоставляться ему как субъект объекту. В христианстве человек выделяется и поднимается над естественным космическим циклом и противопоставляется природе в рамках оппозиции «духовное — материальное». В Новое время расширение когнитивного сознания приводит к преобладанию деятельностной парадигмы во всем, включая понимание феномена культуры. В ХХ в., в условиях возникновения и господства массовой культуры, философское мышление фиксируется на проблеме отчуждения человека от природы. Стоит отметить, что наряду с этой тенденцией были и другие. Так, Ш. Монтескье придерживался мнения, что на жизнь и обычаи людей влияют климат и условия проживания. О большом значении космоса и природы для культуры говорили В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, Л.И. Мечников [6].

Однако совершенно очевидно, что культуру человека нельзя сравнивать полностью с природой, так как он встроен «в природу» и сам по себе является биологическим существом, отчасти подчиненным ее законам. Существенной особенностью любого объекта культуры является его двойственность, поскольку он обладает природными и социальными характеристиками, которые объективны для человеческого мышления. Многие современные культурологи согласны с тем, что культура происходит от человеческой деятельности и является не чем иным, как процессом и результатом «воссоздания» человеком природы, подразделяя ее на материальную и духовную. Для культуры это имеет методологическую ценность, поскольку служит основой для типологии культуры. По К. Марксу, культура представляет собой культивирование «всех свойств общественного человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями, — производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества...» [5].

Для Цитирования:
Петрова Софья Игоревна, Анализ эволюции культуры. Вопросы культурологии. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: