По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 3.33.05

Анализ эффективных бизнес-моделей в сфере потребительской кооперации

Парасоцкая Наталья Николаевна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и капитала факультета экономики и управления Российского государственного социального университета Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, E-mail: 9255173648@mail.ru
Сташина Юлия Сергеевна преподаватель колледжа Российского государственного социального университета Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, E-mail: DrygoJUS@rgsu.net

Успешные бизнес-модели в сфере потребительской кооперации являются очень востребованными в современном экономическом контексте по нескольким причинам. Во-первых, потребительская кооперация получает все большее внимание в нашем обществе, так как она предлагает альтернативные формы организации бизнеса, при которых потребители становятся активными участниками и владельцами бизнеса. Это позволяет не только снизить зависимость от больших корпораций, но и сформировать более справедливые и равноправные отношения между производителями и потребителями. Эффективные бизнес-модели в сфере потребительской кооперации имеют большой потенциал повысить уровень экономического развития. Они способствуют созданию новых рабочих мест, развитию местного предпринимательства и укреплению социального капитала в обществе. Кроме того, они могут быть основой для построения устойчивых экономических систем и привлечения инвесторов.

Литература:

1. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2020 год / Центросоюз. — М., 2021.

2. Агнаева И.Ю., Семина Н.А. Анализ современного состояния и проблем функционирования системы потребительской кооперации России // Russiаn Jоurnаl оf mаnаgеmеnt. — 2021. — Т. 9, № 1.

3. Максимцев И.А. и др. Оптимальные бизнес-модели для отечественных предприятий в условиях санкционных ограничений // Экономика, предпринимательство и право. — 2023. — № 6. — С. 1729–1746.

4. Соболев А.В. Кооперация: экономические исследования в русском зарубежье: монография. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2021. — 362 с.

5. Набиева А.Р., Ткач А.В., Репушевская О.А. Кооперативное предпринимательство в продовольственном обеспечении России: монография. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2022. — 240 с.

6. Шарнина Н.М., Шипшова О.А., Урядникова М.В., Мусташкина Д.А. Современные решения кооперации. — М.: Русайнс, 2020. — 121 с.

7. Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. — М.: Альпина Паблишер, 2021.

8. Парасоцкая Н.Н. Выбор оптимального режима налогообложения как фактор повышения рентабельности субъектов малого предпринимательства / Н.Н. Парасоцкая, Н.Д. Яковлев // Экономика. Налоги. Право. — 2019. — Т. 12, № 6. — С. 134–143. — DOI 10.26794/1999-849X-2019-12-6-134-143. — EDN NRYMKA.

9. Парасоцкая Н.Н. Особенности регулирования территориальных пропорций социально-экономического развития через сферу государственных финансов как стратегический аспект бюджетно-налоговой политики / Н.Н. Парасоцкая, Н.Д. Яковлев // Экономика. Налоги. Право. — 2020. — Т. 13, № 1. — С. 99–107. — DOI 10.26794/1999-849X-2020-13-1-99-107. — EDN CUIQIM.

10. Парасоцкая Н.Н. Плюсы и минусы государственных заимствований и государственного долга для бюджетной системы России / Н.Н. Парасоцкая, Н.Д. Яковлев // Учет. Анализ. Аудит. — 2019. — Т. 6, № 4. — С. 61–69. — DOI 10.26794/2408-9303-20196-4-61-69. — EDN WDIWLZ.

Потребительский кооператив — это организационно-экономическая форма предпринимательства, созданная для удовлетворения потребностей своих членов в товарах или услугах. Основными целями потребительского кооператива являются обеспечение лучших условий потребления, снижение стоимости товаров и услуг, а также защита интересов потребителей. Потребительский кооператив основывается на принципе добровольного вступления членов, которые объединяются для совместной покупки товаров и услуг без посредников. Члены кооператива являются одновременно его собственниками и потребителями, обладают правом участия в управлении и принятии решений. Работа потребительского кооператива основывается на принципах равного соучастия и социальной ответственности. Члены кооператива имеют равные права и обязанности, а прибыль от деятельности кооператива распределяется между его членами в соответствии с объемом их участия. Потребительские кооперативы могут быть созданы в различных сферах — от продовольственных и товарных до туристических и кредитных. Они способствуют укреплению позиции потребителей на рынке, повышению качества товаров и услуг, а также развитию социального предпринимательства.

У истоков кооперативного движения в России стояли декабристы. В дореволюционной России в 1827 году в Читинском остроге декабристы, осужденные за мятеж против царя на Сенатской площади, организовали на Петровском заводе первый в истории империи потребительский кооператив под названием «Большая артель». Первоначальной целью артели была закупка оптом товаров, которые были в дефиците в суровой Сибири. Но вскоре декабристы занялись еще и общепитом, производством сельхозпродукции и ее сбытом, ссудно-кредитными операциями. Работали мастерские (пошив одежды и обуви), баня, прачечная, парикмахерская, аптека. Появление потребительских кооперативов в России связано с историческими событиями и изменениями в экономической системе страны. Наибольшее распространение и развитие потребительские кооперативы получили в России в начале XX века, в период золотого века кооперации.

Для Цитирования:
Парасоцкая Наталья Николаевна, Сташина Юлия Сергеевна, Анализ эффективных бизнес-моделей в сфере потребительской кооперации. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: