Потребительский кооператив — это организационно-экономическая форма предпринимательства, созданная для удовлетворения потребностей своих членов в товарах или услугах. Основными целями потребительского кооператива являются обеспечение лучших условий потребления, снижение стоимости товаров и услуг, а также защита интересов потребителей. Потребительский кооператив основывается на принципе добровольного вступления членов, которые объединяются для совместной покупки товаров и услуг без посредников. Члены кооператива являются одновременно его собственниками и потребителями, обладают правом участия в управлении и принятии решений. Работа потребительского кооператива основывается на принципах равного соучастия и социальной ответственности. Члены кооператива имеют равные права и обязанности, а прибыль от деятельности кооператива распределяется между его членами в соответствии с объемом их участия. Потребительские кооперативы могут быть созданы в различных сферах — от продовольственных и товарных до туристических и кредитных. Они способствуют укреплению позиции потребителей на рынке, повышению качества товаров и услуг, а также развитию социального предпринимательства.
У истоков кооперативного движения в России стояли декабристы. В дореволюционной России в 1827 году в Читинском остроге декабристы, осужденные за мятеж против царя на Сенатской площади, организовали на Петровском заводе первый в истории империи потребительский кооператив под названием «Большая артель». Первоначальной целью артели была закупка оптом товаров, которые были в дефиците в суровой Сибири. Но вскоре декабристы занялись еще и общепитом, производством сельхозпродукции и ее сбытом, ссудно-кредитными операциями. Работали мастерские (пошив одежды и обуви), баня, прачечная, парикмахерская, аптека. Появление потребительских кооперативов в России связано с историческими событиями и изменениями в экономической системе страны. Наибольшее распространение и развитие потребительские кооперативы получили в России в начале XX века, в период золотого века кооперации.