Проблемы старости как социальной проблемы современного общества неоднократно были исследованы в научных публикациях различного профиля. Так, в трудах таких авторов, как И. М. Лаврененко [6], Е. И. Холостовой [9] и других, были исследованы общие принципы, направления и методы социальной защиты лиц пожилого возраста.
Однако в соответствующей учебной литературе, методических пособиях рассматриваются только законодательные основы и порядок социального обеспечения, социальной работы с лицами пожилого возраста. Социально-психологические проблемы адаптации в обществе людей в период их активного старения в научных публикациях, посвященных теории и практике социальной работы с гражданами пожилого возраста, фактически не рассматриваются. Исключение составляют книги и монографии таких авторов, как О. В. Краснова, А. Г. Лидерс «Социальная психология старости» [5]; Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова «Особенности самооценки в позднем возрасте» [3]; Л. И. Анцыферова «Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы» [2], Т. Е. Демидова «Социальная работа с пожилыми людьми» [4]; Л. И. Старовойтова «Одиночество пожилых граждан и учет его особенностей как условие повышения качества социальной работы» [10] и др.
В публикациях указанных выше авторов, как правило, затрагивается лишь только социально-психологический аспект взаимодействия лиц пожилого возраста, особенностей их общения, проблемы, возникающие у ближайшего окружения пожилых людей, а также у тех, кто по роду своей профессии обязан оказывать им как социальную, так и психологическую поддержку. Однако результаты подобных исследований в большей степени относятся к возрастной психологии и по этой причине достаточно редко изучаются социальными работниками и студентами, обучающимися по данной специальности.
Именно по этой причине избранная тема исследования, а именно эффективность социальных программ для пожилых, является актуальной и представляет большой научный интерес и практическую значимость.