По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анализ эффективности аспирантуры: поиск новых инструментов оценки

В рамках исследования, проводимого Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, осуществляется детальный анализ динамики выпуска аспирантов с защитой диссертационных работ. Данная работа направлена на выявление необходимости пересмотра существующих методов оценки эффективности системы подготовки научных кадров в России.

Статья поступила 06.09.2025. Принята к публикации 08.09.2025.

За последние полтора десятилетия российская аспирантура претерпела значительные трансформации, включая пересмотр требований к образовательным программам, диссертационным советам и организации научной деятельности аспирантов. Однако методология оценки результативности аспирантуры остается неизменной. Ключевым показателем, определяющим ее эффективность, является доля выпускников, успешно защитивших кандидатские диссертации.

Анализ статистических данных за период с 2010 года свидетельствует о тенденции к снижению данного показателя. В 2024 году число аспирантов, успешно завершивших обучение с защитой диссертации, составило 1700 человек, что на 5,6% превышает аналогичный показатель за 2023 год. Тем не менее, их доля в общем выпуске снизилась с 11,2% до 10,5%. Социологические опросы и анализ статистических данных демонстрируют, что данная динамика не свидетельствует о глобальном кризисе аспирантуры, а скорее указывает на необходимость пересмотра существующих методологических подходов к ее оценке.

Глобальный тренд на увеличение сроков подготовки диссертационных работ также подтверждается результатами исследования университетов, входящих в Европейскую ассоциацию. По данным опроса, проведенного в 2019 году, только 7% защит диссертаций были завершены в течение трех лет с момента начала программы PhD, что сопоставимо с длительностью значительной части аспирантских программ в России. В Соединенных Штатах Америки средний период между поступлением в аспирантуру и получением степени составляет 7,3 года, и данный показатель используется для мониторинга эффективности образовательных программ.

В контексте изменений в системе аспирантуры и социально-экономических реалий, возникает необходимость разработки нового подхода к оценке ее эффективности. В качестве альтернативы предлагается использовать показатель доли выпускников, защитивших диссертацию, вне зависимости от продолжительности обучения, в общей численности выпускников. Согласно оценкам экспертов НИУ ВШЭ и Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, в таком случае реальная эффективность российской аспирантуры может превышать текущие формальные показатели в 2,5 раза.

Для Цитирования:
Анализ эффективности аспирантуры: поиск новых инструментов оценки. Ректор ВУЗа. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: