По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630.383 (075.8)

Анализ дорожно-транспортных происшествий на автодорогах лесопромышленного комплекса Архангельской области

Д.С. Осин Е-mail: osinds@avarcom29.ru, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова
А.М. Меньшиков Е-mail: a.menshikov@narfu.ru, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова

В статье на основании проведенного анализа действующего нормативного обеспечения вывозки и перевозки круглых лесоматериалов авторы констатируют, что в настоящее время в отраслевых нормативно-технических документах по дорогам лесного комплекса: СП 288.1325800.2016. Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства и СП 318.1325800.2017. Свод правил. Дороги лесные. Правила эксплуатации — практически отсутствуют актуализированные в части обеспечения безопасности движения нормы проектирования, строительства и эксплуатации дорог. Необходимость актуализации норм и требований диктуется возникшим резким диссонансом между весовыми параметрами и тягово-динамическими характеристиками современных автопоездов-сортиментовозов в основном зарубежного производства, и неудовлетворительным техническим состоянием лесных дорог. Изучаются предпосылки для дорожно-транспортных происшествий, имевших место на дорогах лесопромышленного комплекса Архангельской области в 2018–2022 гг., выявляются превалирующие факторы и условия для их возникновения, анонсируется содержание программы проводимого научного исследования по повышению безопасности движения на лесных автомобильных дорогах.

Литература:

1. СП 288.1325800.2016. Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства. Утв. приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. № 952/пр. Ред. от 07.12.2021 с изменениями 1, 2.

2. СП 318.1325800.2017. Свод правил. Дороги лесные. Правила эксплуатации. Утв. приказом Минстроя России от 25 декабря 2017 г. №1713/пр.

3. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Зорин М.В., Григорьева О.И., Гурьев А.Ю. Обоснование экономической эффективности безопасности дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2023. — №1. — С. 44–51.

4. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Гурьев А.Ю. Обзор безопасности дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — №4. — С. 4–18.

5. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Гурьев А.Ю. Определение пропускной способности лесовозных автомобильных дорог эмпирическим путем с учетом безопасности дорожного движения // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — №5. — С. 38–65.

6. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Новгородов Д. В. Обоснование пропускной способности по критерию безопасности дорожного движения на лесовозных автомобильных дорогах // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — №4. — С. 19–35.

7. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 (с изменениями и дополнениями).

8. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018– 2024 годы. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. №1-р.

9. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

10. Пучкин В.А. Судебная автотехническая экспертиза. Анализ дорожно-транспортных происшествий: научно-практическое пособие. — Р-н/Д: Профпресс, 2015. — 360 с.

11. Пучкин В.А. Основы экспертного анализа дорожно-транспортных происшествий: База данных. Экспертная техника. Методы решений. — Р-н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. — 400 с.

12. Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. — Л.: Лениздат, 1984. — 304 с.

13. Меньшиков А.М. Дороги и подвижной состав лесозаготовительных предприятий: учебное пособие. — М.; Вологда: Инфра-Инженерия, 2023. — 300 с.

14. Меньшиков А.М., Осин Д.С. Вопросы безопасности движения на автомобильных дорогах лесного комплекса // Инженерные задачи: проблемы и пути решения: сб. научных трудов по итогам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции Высшей инженерной школы САФУ 26.11.2020. — Архангельск: Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2021. — С. 177–180.

15. Datentechnik, Steffan. Руководство пользователя PC–Crash. Компьютерная программа для анализа и моделирования дорожно-транспортных происшествий. Версия 13.1 / Пер. д-ра техн. наук В.Л. Митуневич. — Австрия, г. Линц, 2021.

16. Бочаров Т. А. Аналитический обзор исследований, связанных с применением компьютерной программы PC–Crash для анализа и моделирования дорожно-транспортных происшествий// Инновации в судебно-экспертной деятельности в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России: материалы Всероссийской конференции. — 2022 — С. 27–34.

17. Филатова Ю.А., Хонгорова О. В. Компьютерные технологии в трассологической экспертизе. Моделирование дорожно-транспортных происшествий при помощи системной программы PC–Crash // Актуальные вопросы естествознания: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2020. — С. 340–346.

18. Петров С.М. и др. Определение по видеозаписям, фиксирующим события дорожно-транспортного происшествия, положения и параметров движения его участников: методические рекомендации для экспертов. — М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2016. — 88 с.

19. Кулаковский Ю.А., Вашко П.И., Самохвалов А.В., Охотников А.А. Криминалистическое исследование цифровых видеограмм: типовая экспертная методика. — М.: ЭКЦ МВД России, 2017. — 101 с.

В отраслевых нормативно-технических документах по дорогам лесного комплекса: СП 288.1325800.2016. Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства [1] и СП 318.1325800.2017. Свод правил. Дороги лесные. Правила эксплуатации [2] — практически отсутствуют актуализированные в части обеспечения безопасности движения нормы проектирования, строительства и эксплуатации дорог. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью личной безопасности граждан, а также одним из основных путей решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию в Российской Федерации. Ежегодно в стране в результате дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), включая происшествия на лесных дорогах, погибают, получают травмы и увечья сотни тысяч человек [3–6]. Величина социально-экономического ущерба от ДТП и их последствий ежегодно оценивается в сотни миллиардов рублей [7] и составляет около 2 % ВВП страны [8].

Степень актуальности проблемы подчеркивается уровнем принятых в последние десятилетия органами государственной власти решений и совокупностью мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения и уменьшение дорожно-транспортного травматизма.

Так, сокращение смертности от ДТП к 2020 г. на 42,8 % по сравнению с 2012 г., снижение за этот же период социальных рисков на 45,5 % и транспортных рисков на 53,6 % установлены в качестве целевых индикаторов и показателей федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (с изменениями и дополнениями), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 [7]. Долгосрочные приоритеты в области безопасности дорожного движения, направления и способы их достижения определены в «Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2024 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 №1-р [8], и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 №1734-р [9].

Для Цитирования:
Д.С. Осин, А.М. Меньшиков, Анализ дорожно-транспортных происшествий на автодорогах лесопромышленного комплекса Архангельской области. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: