По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.5 DOI:10.33920/vne-04-2412-06

Анализ бюджетных доходов и расходов Республики Татарстан

Гузель Магсумовна Ахметвалеева старший преподаватель кафедры ГМУС, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Россия, 420015, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 68, E-mail: Gakhmetvaleeva@gmail.com

В статье рассматривается современное состояние бюджетных доходов и расходов регионального масштаба в Республике Татарстан. Автором рассмотрены ключевые направления средств, расходуемых региональными органами исполнительной власти субъектов РФ в целом и финансово-бюджетные потоки в масштабах экономики Республики Татарстан. На современное состояние и качество формирования бюджетных доходов и расходов региона воздействует большое количество внешних и внутренних факторов, среди которых уровень финансовой безопасности, индекс налогового потенциала, коэффициент бюджетной обеспеченности с учетом дотаций. Анализу и динамике данных параметров результативности аккумулирования бюджетных доходов и рациональности расходования средств регионального бюджета Республики Татарстан посвящены результаты исследования, представленные в статье. Констатация фактов того, что из бюджетно-налогового оборота исследуемого региона изъята значительная доля финансовых ресурсов, отражает роль бюджетных потоков в воспроизводстве материальных благ и услуг важнейших секторов реального сектора экономики: промышленного производства, строительства, АПК и сельского хозяйства и др. Одним из основополагающих наблюдений, выявленных в процессе исследования, становится тезис о взаимосвязи и взаимообусловленности бюджетно-налоговых потоков региона с финансовыми потоками от консолидации бюджетных дотаций. В статье отмечается роль бюджетного импульса как инструмента вероятностной оценки эффективности бюджетных доходов и расходов. Применение данного инструмента в практике прогнозирования бюджета региона способно оказать влияние на качество бюджетной политики на финансово-бюджетные потоки Республики Татарстан. Автором описывается современное состояние государственного долга в субъектах Российской Федерации и изучаются вопросы его возникновения в масштабах бюджета Республики Татарстан. В результате исследования разработаны рекомендации по повышению устойчивости финансовой безопасности региона и способности правительства обеспечивать своевременное погашение внутреннего государственного долга.

Литература:

1. Абросимова, Е. С., Шорник, Е. А., Якубова, Д. Р. Налогово-бюджетная политика и финансовая устойчивость бюджета Республики Татарстан на период до 2023 года // Экономика. Бизнес. Финансы. — 2022. — № 2. — С. 14–19

2. Аркадьева, О. Г., Петрова, М. А. Оценка финансовых результатов исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ // Oeconomia et Jus. — 2023. — № 3. — С. 11–24. [Электронный ресурс]. URL: http:// oecomia-et-jus.ru/single/2023/3/2 (дата обращения: 11.09.2024)

3. Ахметвалеева, Г. М. О распределении региональных финансовых потоков для сбалансированного управления бюджетными расходами (на примере Республики Татарстан) // Проблемы экономики и юридической практики. — 2020. — Т. 16. — № 6. — С. 86–91

4. Ахметвалеева, Г. М. Исследование особенностей управления региональными финансами в Республике Татарстан // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. — 2022. — № 3. — С. 114–122. doi.org/10.29025/1994-7720-2022-3-114-122

5. Гагарина, Г. Ю., Чайникова, Л. Н., Архипова, Л. С. Пространственная поляризация уровня жизни населения России как индикатор экономической безопасности // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2023. — № 2 (74). — Ст. 7417. doi.org/10.24412/1999-2645-2023-274-17

6. Дерюгин, А. Н. Региональные бюджеты в I квартале 2024 года: замедление роста налоговых доходов // Мониторинг экономической ситуации в России — 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iep.ru/ru/monitoring/regionalnye-byudzhety-v-i-kvartale-2024-goda-zamedlenie-rosta-nalogovykh-dokhodov.html (дата обращения: 10.09.2024)

7. Долганова, Ю. С., Черкашина, Т. А. О совершенствовании подходов к распределению выравнивающих дотаций муниципалитетам // e-FORUM. — 2020. — № 3 (12). — 6 с.

8. Заключение на проект закона Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». — Казань: Счетная палата РT, 2023. — 81 c. [Электронный ресурс]. URL: https://sprt.tatar/files/inf_exp_74_2024.pdf (дата обращения: 10.09.2024)

9. Каранина, Е. В., Кызьюров, М. С. Организация системы мониторинга финансовой безопасности региона // Экономика региона. — 2023. — Т. 19. — Вып. 4. — 1275–1292. doi.org/10.17059/ekon.reg.2023-4-24

10. Мильчаков, М. В. Бюджетно-финансовое положение субъектов Российской Федерации: среднесрочные тенденции в региональном разрезе // Финансовый журнал. — 2024. — Т. 16. — № 2. — С. 104–125. doi.org/10.31107/2075-1990-2024-2-104-125

11. Мясников, А., Тарасов, В., Аверьянова, А., Ткаченко, М. Оценка бюджетного импульса и его неоднородное влияние на инфляционные процессы в регионах России // Серия докладов Банка России об экономических исследованиях. — М.: Центральный банк РФ. — 2023. — № 118. — 38 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/154817/WP_118.pdf (дата обращения: 20.10.2024)

12. Таибова, Р. А., Камалова, А. О., Нажмудинова, З. С., Узарханова, А. С. Механизм формирования бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях федеративного государственного устройства // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 4-2. — С. 278–283

13. Государственный долг Республики Татарстан // Минфин РТ. [Электронный ресурс]. URL: https:// minfin.tatarstan.ru/gosudarstvenniy-dolg-respubliki-tatarstan.htm (дата обращения: 24.10.2024)

14. Доходы бюджета Татарстана увеличены на 54,6 млрд рублей, расходы — на 39,2 млрд рублей // Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7195211 (дата обращения: 22.10.2024)

15. 2024 год // Минфин РТ. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.tatarstan.ru/2024-god-7437549.htm (дата обращения: 22.10.2024)

16. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов // Минфин России. [Электронный ресурс]. URL — https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/mb/mb2022_2024/?id_38=134942-raspredelenie_dotatsii_na_vyravnivanie_byudzhetnoi_obespechennosti_subektov_ rossiiskoi_federatsii_na_2022_god_i_planovyi_ period_2023_i_2024_godov (дата обращения: 22.10.2024)

17. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам из федерального бюджета // Электронный бюджет. [Электронный ресурс]. URL: https://www.budget.gov.ru/Бюджет/Расходы/ Межбюджетные-трансферты (дата обращения: 22.10.2024)

1. Abrosimova, E. S., Shornik, E. A., Yakubova, D. R. (2022). Nalogovo-byudzhetnaya politika i finansovaya ustojchivost’ byudzheta respubliki Tatarstan na period do 2023 goda [Fiscal policy and financial sustainability of the budget of the Republic of Tatarstan for the period until 2023]. Ekonomika. Biznes. Finansy [Economy. Business. Finance]. No. 2, pp. 14–19. (In Russian)

2. Arkad’eva, O. G., Petrova, M. A. (2023). Ocenka finansovyh rezul’tatov ispolneniya konsolidirovannyh byudzhetov sub"ektov RF [Assessment of fi nancial results of execution of consolidated budgets of constituent entities of the Russian Federation]. Oeconomia et Jus. No. 3, pp. 11–24. — Available at: http://oecomia-et-jus.ru/ single/2023/3/2 (accessed: 11.09.2024). (In Russian)

3. Ahmetvaleeva, G. M. (2020). O raspredelenii regional’nyh finansovyh potokov dlya sbalansirovannogo upravleniya byudzhetnymi raskhodami (na primere respubliki Tatarstan) [On the distribution of regional financial flows for balanced management of budget expenditures (using the example of the Republic of Tatarstan)]. Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki [Problems of economics and legal practice]. Vol. 16, no. 6, pp. 86–91. (In Russian)

4. Ahmetvaleeva, G. M. (2022). Issledovanie osobennostej upravleniya regional’nymi finansami v Respublike Tatarstan [Study of the features of regional financial management in the Republic of Tatarstan]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K. L. Hetagurova [Bulletin of North Ossetian State University named after. K. L. Khetagurov]. No. 3, pp. 114–122. doi.org/10.29025/1994-7720-2022-3-114-122

5. Gagarina, G. Yu., Chajnikova, L. N., Arhipova, L. S. (2023). Prostranstvennaya polyarizaciya urovnya zhizni naseleniya Rossii kak indikator ekonomicheskoj bezopasnosti [Spatial polarization of the standard of living of the population of Russia as an indicator of economic security]. Regional’naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Regional Economy and Management: Electronic Scientific Journal]. No. 2 (74), art. 7417. doi.org/10.24412/1999-2645-2023-274-17. (In Russian)

6. Deriugin, A. N. (2024). Regional budgets in the 1st quarter of 2024: slowdown in tax revenue growth. Monitoring the economic situation in Russia 2024. — Available at: https://www.iep.ru/ru/monitoring/regionalnye-byudzhety-v-i-kvartale-2024-goda-zamedlenie-rosta-nalogovykh-dokhodov.html (accessed: 10.09.2024). (In Russian)

7. Dolganova,Yu. S., Cherkashina, T. A. (2020). O sovershenstvovanii podhodov k raspredeleniyu vyravnivayushchih dotacij municipalitetam [On improving approaches to the distribution of equalization grants to municipalities]. e-FORUM. No. 3 (12), 6 p. (In Russian)

8. Accounts Chamber of the Republic of Tatarstan (2023). Conclusion on the draft law of the Republic of Tatarstan On the budget of the Republic of Tatarstan for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026. — Kazan, 81 p. — Available at: https://sprt.tatar/files/inf_exp_74_2024.pdf (accessed: 10.09.2024). (In Russian)

9. Karanina, E. V., Kyz’yurov, M. S. (2023). Organizaciya sistemy monitoringa fi nansovoj bezopasnosti regiona [Monitoring System for Regional Financial Security]. Ekonomika regiona [Economy of Regions]. Vol. 19, iss. 4, pp. 1275–1292. doi.org/10.17059/ekon.reg.2023-4-24. (In Russian)

10. Mil’chakov, M. V. (2024). Byudzhetno-finansovoe polozhenie sub"ektov Rossijskoj Federacii: srednesrochnye tendencii v regional’nom razreze [Fiscal and Financial Situation of the Constituent Entities of the Russian Federation: Medium-term Trends in the Regional Context]. Finansovyj zhurnal [Financial Journal]. Vol. 16, no. 2, pp. 104–125. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-2-104-125. (In Russian)

11. Myasnikov, A., Tarasov, V., Aver’yanova, A., Tkachenko, M. (2023). Measuring fiscal impulse and its heterogeneous effect on inflationary processes in Russian regions. Working Paper Series. No. 118, 38 p. — Moscow: Central Bank of the Russian Federation. — Available at: https://www.cbr.ru/statichtml/file/159275/ wp_118.pdf (accessed: 20.10.2024)

12. Taibova, R. A., Kamalova, A. O., Nazhmudinova, Z. S., Uzarhanova, A. S. (2019). Mekhanizm formirovaniya byudzhetov sub"ektov Rossijskoj Federacii v usloviyah federativnogo gosudarstvennogo ustrojstva [The mechanism for the formation of budgets of the constituent entities of the Russian Federation in the conditions of a federal government structure]. Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. No. 4-2, pp. 278–283. (In Russian)

13. Ministry of Finance of the Republic of Tatarstan (2024). State debt of the Republic of Tatarstan. — Available at: https://minfin.tatarstan.ru/gosudarstvenniy-dolg-respubliki-tatarstan.htm (accessed: 24.10.2024). (In Russian)

14. Kommersant (2024). Tatarstan budget revenues increased by 54.6 billion rubles, expenses by 39.2 billion rubles. — Available at: https://www.kommersant.ru/doc/7195211 (accessed: 22.10.2024). (In Russian)

15. Ministry of Finance of the Republic of Tatarstan (2024). 2024. — Available at: https://minfin.tatarstan.ru/2024-god-7437549.htm (accessed: 22.10.2024). (In Russian)

16. Ministry of Finance of Russia (2021). Distribution of subsidies for equalizing the budget security of the constituent entities of the Russian Federation for 2022 and the planned period of 2023 and 2024. — Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/mb/mb2022_2024/?id_38=134942-raspredelenie_dotatsii_na_vyravnivanie_byudzhetnoi_obespechennosti_subektov_ rossiiskoi_federatsii_na_2022_god_i_ planovyi_period_2023_i_2024_godov (accessed: 22.10.2024). (In Russian)

17. Electronic Budget (2016). Forms and conditions for granting inter-budget transfers to federal budgets. — Available at: https://www.budget.gov.ru/Бюджет/Расходы/Межбюджетные-трансферты (accessed: 22.10.2024). (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 29.10.2024

Дата принятия рукописи в печать: 24.11.2024

В современных условиях развития финансовой системы бюджетные доходы и расходы субъекта Российской Федерации формируются в рамках возрастающей потребности в финансировании национальных проектов, ведомственных региональных программ, проектов инфраструктурного развития регионов. Состав и структура бюджетных доходов регионов России формируются преимущественно за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и по обеспечению сбалансированности.

Цель исследования состоит в анализе динамики и структуры бюджетных доходов и расходов Республики Татарстан для оптимизации расходных обязательств и повышения уровня финансовой безопасности региона.

Задачи исследования: оценка современного положения региона к устойчивости формирования налоговых и неналоговых доходов; выбор ключевых направлений расходных обязательств Республики Татарстан и оценка фактических бюджетных потоков региона; анализ динамики межбюджетных трансфертов; расчет и оценка динамики уровня бюджетной обеспеченности в Республике Татарстан; определение бюджетных эффектов региона и построение прогнозных рядов динамики будущих доходов и расходов бюджета Республики Татарстан. Разработка практических и методических рекомендаций по улучшению формирования доходов и расходов исследуемого региона с интеграцией бизнес-процессов в инвестиционную среду региона для государственно-частного финансирования крупных социально значимых проектов Республики Татарстан.

Научной новизной исследования является перспективный анализ бюджетных доходов и расходов Республики Татарстан с предложениями по диверсификации инструментов «инфраструктурного меню», применяемых для реализации экономически эффективных проектов регионального развития. Внедрение научно обоснованных инструментов финансирования региональных инфраструктурных проектов направлено на улучшение бюджетно-финансовых потоков и улучшение качества жизни исследуемого региона.

Для Цитирования:
Гузель Магсумовна Ахметвалеева, Анализ бюджетных доходов и расходов Республики Татарстан. Международная экономика. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: