По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анализ ассортиментной политики розничных торговых организаций по категории «Органические пищевые продукты»

М.А. Николаева д-р техн. наук, профессор, кафедра международной коммерции, Российская академия народного хозяйства при Президенте РФ
А.И. Никонова магистрант Российской академии народного хозяйства при Президенте РФ
Ключевые слова: категория, субкатегория, органическая продукция, ассортимент, показатели полноты, глубины, устойчивости, новизны, гармоничности и рациональности ассортимента

В статье представлены результаты анализа ассортиментной политики магазинов трех торговых сетей по категории «органические продукты». Установлено, что эта категория представлена четырьмя субкатегориями: бакалейные товары, кондитерские товары, напитки, растительные масла. Определены показатели ассортимента органической продукции. Выявлено, что наиболее обширный и рациональный ассортимент органической продукции отмечался в магазине «Азбука вкуса», наименее полный и рациональный в магазине «Атак». В структуре ассортимента магазина «Азбука вкуса» и «Атак» лидирует субкатегория «Бакалейные товары», а в магазине «Перекресток» — напитки.

Литература:

1. ГОСТ Р 56104-2014 Продукты пищевые органические. Термины и определения.

2. Елисеева Л.Г., Али О.Д., Зеленков В.Н., Латушкин В.В. Новые тенденции производства экопродукции. / Товаровед продовольственных товаров. — 2018. — №11. — С. 32-36.

3. Николаева М.А. Теоретические основы товароведенья: Учеб. для вузов/ М.А. Николаева. — М.: Норма, 2015. — 448 с.

Категория «органические пищевые продукты» относится к числу новых товаров для российского рынка продовольственных товаров [2]. Появилась такая продукция на прилавках московских магазинов примерно 5 лет назад, причем преимущественно в розничных торговых сетях премиум-класса. За последние годы рынок органических продуктов значительно расширился и обновился. При этом органические продукты появились и в торговых сетях мидл-класса. В этой связи совершенствование ассортиментной политики по категории «органические продукты» относятся к числу актуальных проблем формирования ассортимента розничных торговых предприятий разных форматов.

«Органический пищевой продукт — это продукт, в натуральном или переработанном виде, произведенный из сырья растительного и животного происхождения, выращенного в зонах для ведения органического сельскохозяйственного производства, а также лесная, пчело- и рыбопродукция, выращенная, произведенная, переработанная, сертифицированная, этикитированная, сохраненная и реализуемая в соответствии с правилами органического производства, предназначенная для потребления в пищу в переработанном или непереработанном виде.

Целью данной статьи является анализ ассортиментной политики трех розничных торговых сетей г. Москвы по категории «органические пищевые продукты» для выявления и обоснования основных направлений этой политики в обследованных магазинах разных форматов.

Объектом исследования являются органические пищевые продукты, реализуемые в московских магазинах трех торговых сетей: «Азбука вкуса», «Перекресток» и «Атак». Указанные магазины относятся к разным классам и форматам. Так, магазин «Азбука вкуса» — это торговое предприятие класса «премиум» формата — супермаркет. Магазин «Перекресток» — торговое предприятие класса «мидл» — супермаркет. Магазин «Атак» — торговое предприятие экономкласса — супермаркет.

При исследовании ассортимента указанных магазинов применялись регистрационный, аналитический и расчетный методы.

Обследования ассортимента указанных торговых предприятий проводились в ноябре, декабре 2018 г. и январе 2019 г. После сбора информации об ассортименте рассчитывались показатели ассортимента: полнота (действительная, базовая и коэффициент полноты), глубина (действительная, базовая и коэффициент глубины), коэффициент устойчивости, коэффициент новизны, коэффициент гармоничности, коэффициент рациональности. Методика проведения обследования и расчета показателей ассортимента предложена Николаевой М.А. [3]

Для Цитирования:
М.А. Николаева, А.И. Никонова, Анализ ассортиментной политики розничных торговых организаций по категории «Органические пищевые продукты». Товаровед продовольственных товаров. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: