Категория «органические пищевые продукты» относится к числу новых товаров для российского рынка продовольственных товаров [2]. Появилась такая продукция на прилавках московских магазинов примерно 5 лет назад, причем преимущественно в розничных торговых сетях премиум-класса. За последние годы рынок органических продуктов значительно расширился и обновился. При этом органические продукты появились и в торговых сетях мидл-класса. В этой связи совершенствование ассортиментной политики по категории «органические продукты» относятся к числу актуальных проблем формирования ассортимента розничных торговых предприятий разных форматов.
«Органический пищевой продукт — это продукт, в натуральном или переработанном виде, произведенный из сырья растительного и животного происхождения, выращенного в зонах для ведения органического сельскохозяйственного производства, а также лесная, пчело- и рыбопродукция, выращенная, произведенная, переработанная, сертифицированная, этикитированная, сохраненная и реализуемая в соответствии с правилами органического производства, предназначенная для потребления в пищу в переработанном или непереработанном виде.
Целью данной статьи является анализ ассортиментной политики трех розничных торговых сетей г. Москвы по категории «органические пищевые продукты» для выявления и обоснования основных направлений этой политики в обследованных магазинах разных форматов.
Объектом исследования являются органические пищевые продукты, реализуемые в московских магазинах трех торговых сетей: «Азбука вкуса», «Перекресток» и «Атак». Указанные магазины относятся к разным классам и форматам. Так, магазин «Азбука вкуса» — это торговое предприятие класса «премиум» формата — супермаркет. Магазин «Перекресток» — торговое предприятие класса «мидл» — супермаркет. Магазин «Атак» — торговое предприятие экономкласса — супермаркет.
При исследовании ассортимента указанных магазинов применялись регистрационный, аналитический и расчетный методы.
Обследования ассортимента указанных торговых предприятий проводились в ноябре, декабре 2018 г. и январе 2019 г. После сбора информации об ассортименте рассчитывались показатели ассортимента: полнота (действительная, базовая и коэффициент полноты), глубина (действительная, базовая и коэффициент глубины), коэффициент устойчивости, коэффициент новизны, коэффициент гармоничности, коэффициент рациональности. Методика проведения обследования и расчета показателей ассортимента предложена Николаевой М.А. [3]