Окончание. Начало в №1/2023
Наиболее часто для подавления буксования в СУ ТЭП предусматривают снижение абсолютного скольжения АТД с учетом частоты опорного сигнала, которая соответствует вращению колес без проскальзывания:
где f20 — начальное абсолютное скольжение;
fвр оп — опорная частота вращения ротора;
ks — коэффициент пропорциональности для регулирования абсолютного скольжения по скорости проскальзывания.
На тепловозе 2ТЭ25А аналогично ТЭП тепловоза 2ТЭ25К с двигателями постоянного тока при повышении скольжения колес выше заданной величины срабатывает противобуксовочная защита, при подавлении буксования учитывается не только сигнал проскальзывания, но и сигнал ускорения ротора АТД:
где ksa — коэффициент пропорциональности для регулирования абсолютного скольжения по ускорению;
ε — угловое ускорение ротора АТД (определяемое с использованием отфильтрованного сигнала fвр).
При этом частота напряжения статора может регулироваться по закону (5) или (7), напряжение — согласно (6) или соотношению:
где U0 — начальная амплитуда статорного напряжения;
kи — специальный коэффициент пропорциональности для изменения напряжения.
В области разработки ТЭП с АД ведущие позиции в мире занимают такие фирмы, как Siemens (Германия), Bombardier Transportation (Швейцария, Германия, Швеция), GEC Alstom (Франция, Англия), Мицубиси (Япония).
В нашей стране исследованием и созданием локомотивов с АД занимаются научные коллективы таких организаций, как РУТ (МИИТ), ВНИКТИ, МЭИ, НГТУ, ВЭлНИИ , ВНИИЖТ и др.
На начальном этапе развития ТЭП с АД скалярные СУ при питании АТД локомотивов от автономных инверторов напряжения (АИН) преимущественно использовались фирмой Bombardier Transportation, применялись они также в отечественных СУ АТД с индивидуальным регулированием двигателей.
Совместное регулирование АТД на отечественном локомотиве с автономным инвертором тока (АИТ) впервые применено на маневровом тепловозе ТЭМ21. Этот тепловоз изготовлен и выпущен в 2001 году на БМЗ. В случае применения обычных тиристоров преобразователь с АИТ реализуется проще, чем статический преобразователь с АИН, одной из основных причин применения силовой схемы с инвертором тока послужило именно это, хотя нельзя отрицать, что схемы с АИТ имеют и ряд других преимуществ.