Шины оказывают значительное влияние на экономичность, управляемость, дорожную и экологическую безопасность автомобилей. Доля затрат на шины в себестоимости перевозок в зависимости от типа подвижного состава составляет 5–10%. Замена шин не связана с ремонтом других узлов автомобиля и производится в основном по причине износа протектора и разрывов каркаса.
Дороговизна, большое количество на одно транспортное средство, довольно частая замена требуют отдельного учета затрат на шины. При расчете эксплуатационных затрат на шины сложной задачей является определение их ресурса. Прогнозирование ресурса необходимо также при планировании потребности в шинах. Шины работают в различных условиях при переменных нагрузках под воздействием множества факторов, поэтому на практике нормировать их ресурс с высокой точностью затруднительно. Факторами, влияющими на ресурс шин, являются давление воздуха в шинах, весовая нагрузка, дорожные и климатические условия, скорость движения, стиль вождения, регулярность технического обслуживания и т. д.
Анализ ситуации и выявление проблем.
В настоящее время разработано множество методов определения ресурса шин и эксплуатационных затрат на них. Хорошо известная по работе [1] формула расчета затрат на восстановление износа и ремонт шин не учитывает условия эксплуатации
где Cш — цена комплекта шин, руб.; nш — число шин на автомобиле без учета запасных; Zш — норма на восстановление износа и ремонт шин на 1000 км пробега в процентах к цене одного комплекта. Эти нормы установлены в зависимости от группы, типа автотранспорта, размера шин и меняются в пределах 0,70–1,29 %/1000 км [1]. Согласно РД 3112199-1085-02 «Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств» утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002 г. (с изм. от 07.12.2006), норма эксплуатационного пробега шины определяется умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты