Внастоящее время образовательные проекты прежде всего отражают не только процесс обучения, а то, что необходимо дать при завершении учебы. Правильное соответствие стандартов способствует востребованности выпускников высших вузов на рынке труда и выступает основным показателем результативности в сфере образования.
ПС — многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям инженеров по различным квалификационным уровням. Также ПС является структурированным описанием содержания ПД в виде функциональной карты, характеристик обобщенных трудовых функций (ОТФ), представленных совокупностью конкретных ТФ, умений, знаний и действий [1, 2].
В отечественном и зарубежном образовании система научных знаний, умений и действий (далее компетенции) традиционно рассматривалась в контексте его содержания, которое наиболее полно раскрывалось в программах, учебниках и учебных пособиях. Соответственно компетенции анализировались преимущественно в качестве основы образовательного контента. Такой подход был прост и удобен с точки зрения наличия конкретных сведений об информации, необходимой к усвоению, которые предполагалось сформировать. В содержание образования включались и необходимые (на взгляд разработчиков) научные и междисциплинарные знания, опыт осуществления известных способов деятельности, в том числе творческой, а также опыт реализации эмоционально-ценностных отношений [4–6].
Особенно необходимо отметить, что одной из задач ПС является формирование содержания государственных образовательных стандартов для вузов. В настоящее время принят ряд нормативных документов, регламентирующих обязательный учет требований профессиональных стандартов в части профессиональных компетенций выпускников как требований работодателей. Действительно, при создании ПС проводится комплекс мероприятий по согласованию его содержания на всех этапах разработки с промышленными предприятиями и наиболее квалифицированными специалистами — непубличная и публичная профессионально-общественная экспертиза ПС.