По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.016:378.046

Аналитический обзор федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов в системе высшего образования

Султаналиева Г. М. аспирантка, Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва
Султаналиева Э. М. аспирантка, Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва

Аналитический обзор ряда проблемных моментов, выявленных в ходе отбора профессиональных стандартов (ПС) в рамках составления основных образовательных программ (ОП) по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО 3++). Рассмотрены вопросы взаимодействия ФГОС ВО 3++ и ПС, изложены принципы формирования национальных систем квалификаций (НСК). Показана роль НСК и национальной рамки квалификаций (НРК) как средство реформирования профессионального образования (ПО) и непрерывного обучения специалиста на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Профессиональный стандарт: 16.147. Специалист в области проектирования систем электроснабжения объектов капитального строительства. Национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 июня 2018 г. № 352н: дата введения: 2018-07-13 / разработан: АВОК ООО «ПетроТеплоПрибор». – М., 2018. – 20 с.

2. Методические рекомендации: № ДЛ-2/ 05вн. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов. Национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие приказом Министр образования и науки РФ от 22 января 2015 г. № ДЛ-2/05вн: дата введения: 2015-05-21 / разработан: Д.В. Ливанов. – М., 2015. – 6 с.

3. Стандарт: № 144. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника». издание официальное: утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2018 г. № 144: дата введения: 201803-22. – М., 2018. – 23 с.

4. Волошина И.А. Профессиональные стандарты. Справочник профессий. Презентация на круглом столе «Практические аспекты развития профессиональных квалификаций». Сочи. 11.04.2017 г. – Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/nationalnews/65725/. Дата обращения: 29.04.2017.

5. Zaitseva N.A., Goncharova I.V., Androsenko M.E. Necessity of Changes in the System of Hospitality Industry and Tourism Training in Terms of Import Substitution // International Journal of Economics and Financial Issues. – 2016. – N 6 (1). – Рр. 288–293

6. Блинов В.И. Профессиональные стандарты как инструмент формирования и реализации кадровой политики образовательной организации / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк [и др.] // Научно-педагогический журнал «Высшее образование в России. Направления модернизации образования». – 2016. – № 10. – С. 16–23.

7. Кошарная Ю.В. Разработка профессиональных компетенций по профилям в направлении подготовки «Электроэнергетика и электротехника» / Ю.В. Кошарная, Г.М. Султаналиева // Сб. статей по материалам Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 100-летию образования «Наука. Технология. Производство – 2019: Моделирование и автоматизация технологических процессов и производств, энергообеспечение промышленных предприятий» (10–12 сентября 2019 г.), Республики Башкортостан. – Салават, 2019. – С. 352–359.

8. Кошарная Ю.В. Проблемы профессиональной стандартизации в области электроэнергетики и электротехники / Ю.В. Кошарная // Сб. статей по материалам XLVIII Международной научно-практической конференции с элементами научной школы / под общ. ред. Б.И. Кудрина, Ю.В. Матюниной: «Федоровские чтения – 2018» (14–16 ноября 2018 г.). – М.: Национальный исследовательский университет «МЭИ». – 2018. – С. 67–68.

9. Пилипенко С.А. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявление проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации / С.А. Пилипенко, А.А. Жидков, Е.В. Караваева и др. // Научнопедагогический журнал: «Высшее образование в России. Направления модернизации образования». – 2016. – № 6. – С. 5–15.

10. Егорова Л.Е. Проблемы актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом требований соответствующих профессиональных стандартов / Л.Е. Егорова // Сб. статей по материалам Международной научно-методической конференции «Современные аспекты и актуальные вопросы разработки и применения профессиональных, образовательных и технических стандартов» (17–18 мая 2017 г.). – Волжский – 2017. – С. 64–68.

В настоящее время образовательные проекты, прежде всего, отражают не только процесс обучения, а то, что необходимо дать по завершении учебы. Правильное соответствие стандартов способствует востребованности выпускников вузов на рынке труда и выступает основным показателем результативности в сфере образования.

ПС – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям инженеров по различным квалификационным уровням. Также ПС является структурированным описанием содержания ПД в виде функциональной карты, характеристик обобщенных трудовых функций (ОТФ), представленных совокупностью конкретных ТФ, умений, знаний и действий [1, 2].

В отечественном и зарубежном образовании система научных знаний, умений и действий (далее – компетенции) традиционно рассматривались в контексте его содержания, которое наиболее полно раскрывалось в программах, учебниках и учебных пособиях. Соответственно компетенции анализировались преимущественно в качестве основы образовательного контента. Такой подход был прост и удобен с точки зрения наличия конкретных сведений об информации, необходимой к усвоению, которые предполагалось сформировать. В содержание образования включались и необходимые (на взгляд разработчиков) научные и междисциплинарные знания, опыт осуществления известных способов деятельности, в том числе творческой, а также опыт реализации эмоционально-ценностных отношений [4–6].

Особенно необходимо отметить, что одной из задач ПС является формирование содержания государственных образовательных стандартов для вузов. В настоящее время принят ряд нормативных документов, регламентирующих обязательный учет требований профессиональных стандартов в части профессиональных компетенций выпускников как требований работодателей. Действительно, при создании ПС проводится комплекс мероприятий по согласованию его содержания на всех этапах разработки с промышленными предприятиями и наиболее квалифицированными специалистами – непубличная и публичная профессионально-общественная экспертиза ПС.

Для Цитирования:
Султаналиева Г. М., Султаналиева Э. М., Аналитический обзор федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов в системе высшего образования. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: