Налоги являются одной из сложно оптимизируемых статей расходов хозяйствующих субъектов и одновременно основным источником доходов государственного бюджета. Улучшение финансового состояния предприятия путем оптимизации налогообложения зачастую либо не проводится, либо часто проводится без оценки последствий данных действий в долгосрочном периоде. При этом квалифицированное улучшение финансового состояния предприятия с использованием комплекса мер, включающего оптимизацию налогов, реализуется далеко не всегда.
Цель исследования: создание аналитического метода, позволяющего количественно оценивать различные варианты оптимизации налогообложения, способствующие улучшению финансового положения предприятий.
Задачи исследования: проведение теоретических исследований и создание метода построения моделей для качественного и количественного анализа налогового состояния предприятия, а также для оценки и прогнозирования оптимальной доходной части бюджета.
Изучены нормативные акты, а также научные труды в области оптимизации налогового бремени. Привлекались данные бухгалтерской отчетности за 2013– 2017 годы чешского и российского предприятий строительной отрасли.
В процессе исследования использованы методы системного, комплексного, ретроспективного анализа, а также экономико-математические и статистические методы, трендовый анализ, коэффициентный анализ; для построения моделей налоговой призмы использованы методы экспертных оценок, методы абсолютных, относительных и средних величин, регрессионный анализ и множественный регрессионный анализ ANOVA, анализ статистической значимости, стандартизация данных для определения значимости регрессоров, метод математического моделирования, а также методы геометрического подобия, математического анализа, включая методы графического дифференцирования и интегрирования.
Законная оптимизация налогообложения представляет собой элемент финансового менеджмента организации. Она позволяет повысить эффективность хозяйственной деятельности предприятий. При этом важно учесть экономические интересы не только налогоплательщиков, но и государств, на рынках которых работают предприятия.