Введение. Практическое применение нового стандарта по признанию выручки внесло существенные изменения в деятельность компаний, отражающих продажу товаров (работ, услуг) единовременно. При этом данные правила способствуют повышению достоверности финансовой отчетности, поскольку показывают реальную картину доходов в виде выручки (характер, суммы, сроки возникновения, неопределенность выручки и денежных потоков, относящихся к договорам с покупателями).
Компании, работающие в сфере строительства, как никто другой, столкнулись с необходимостью адаптации своей деятельности под правила МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (далее — МСФО (IFRS) 15). Ранее вопросы признания выручки у данных компаний регулировались МСФО (IAS) 11 «Договоры строительства», согласно которому под строительством понимался договор, заключаемый с целью строительства объекта или группы объектов, которые тесно взаимосвязаны или взаимозависимы по конструкции, технологии и функциям или по конечному назначению или использованию.
Новый стандарт не выделяет в отдельную группу такую сферу деятельности, как строительство, и предлагает применять общий принцип определения выручки с учетом характерной специфики для компаний, работающих в данной области.
Цель исследования: изучение основных положений МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», анализ аналитической модели признания выручки.
Задачи исследования: обоснование своевременного и правильного отражения выручки в соответствии МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».
Материалы, методы и условия проведения исследования. Изучены нормативные акты, а также научные труды отечественных экономистов в области международных стандартов финансовой отчетности. В процессе исследования использованы общенаучные методы: моделирование, сравнение, приемы систематизации, обобщения теоретических аспектов и практические рекомендации по моделированию и внедрению предлагаемых мероприятий.
Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с МСФО (IFRS) 15 для определения и признания выручки необходимо применить аналитическую модель, складывающуюся из пяти последовательных шагов: