По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Альтернативная эффективность гибридных автомобилей

Aлександр Капустин д-р техн. наук, Санкт-Петербургский государственный архитектурностроительный университет, г. Санкг-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4, e-mail: professor-gaz@mail.ru
Вячеслав Раков канд. техн. наук, Вологодский государственный университет, г. Вологда, ул. Ленина, д. 15, e-mail: vyacheslav.rakov@mail.ru

В статье оценивается эффективность гибридных автомобилей как альтернатива автомобилям с другими энергетическими установками. Сравниваются затраты на эксплуатацию автомобилей с учетом стоимости нового автомобиля, обслуживания и ремонта, расхода и стоимость топлива по пробегу за жизненный цикл. В сравнениях использованы данные об известных моделях автомобилей, а также приведены данные из проекта «Гибридный автомобиль», выполняемого авторами на базе «носителя агрегатов», построенного из российских комплектующих.

Литература:

1. Гусаров А. П. Потребление топлива и выбросы СО2 автомобилями // Журнал автомобильных инженеров. — 2009. — № 3 (56). — С. 46–53.

2. Котиков Ю. Г. Транспортная энергетика (2006) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4385265/page:20/.

3. Технический регламент № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных загрязняющих веществ», введен с 1 января 2006 года // Техэксперт: инф.-справ. система / Консорциум «Кодекс».

4. Распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» // Техэксперт: инф.-справ. система / Консорциум «Кодекс».

5. Распоряжение Минтранса России от 14.05.2014 № НА-50-р «О внесении изменений в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р» // Техэксперт: инф.-справ. система / Консорциум «Кодекс».

6. Средняя стоимость одного литра топлива в России // Росстат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/region/detail/4452.

7. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — СПб., 1890–1907. — Т. — C.1–82; доп. Т. 1–4.

8. Раков В. А. Методика оценки технического состояния гибридных силовых установок автомобилей: дис.…канд. техн. наук. — СПб.: СПБГАСУ, 2012. — 169 с.

9. Капустин А. А. Гибридные автомобили: учебное пособие / А.А. Капустин, В.А. Раков. — Вологда: ВоГУ, 2016. — 116 с.

10. Pistoia G. Electric and hybrid vehicles. Power sources, models, sustainability, infrastructure and the market. — Oxford: The Netherlands Linacre House, 2010.

Постановка задачи. Автомобилизм выполняет важнейшую задачу для функционирования государственной экономики. От эффективности работы автомобилей зависит стоимость перевозок грузов и пассажиров. Поэтому развитие автомобилизма определяется в значительной степени совершенством конструкции автомобиля. Развитие автомобилизации и автомобильного дела постоянно требует решения двух трудных задач, первая из которых эффективное расходование энергетических ресурсов и вторая — уменьшение вреда природе от эксплуатации автомобилей.

На долю автомобильного транспорта приходится около 17 % всего потребляемого углеводородного топлива и 23 % всех выбросов СО2 в атмосферу [1–2]. При этом тенденции улучшения конструкции автомобилей определяются законодательно нормами топливной экономичности, допустимыми выбросами вредных веществ с отработавшими газами и требованиями конструктивной безопасности [3].

Исторический обзор подтверждает, что с рождением первого бензинового автомобиля Карла Бенца (1886 год) резко обострилась борьба за лидерство между автомобилями с паровыми, электрическими, бензиновыми и дизельными двигателями. Но победа последних в этой борьбе к началу ХХ века становилась все более очевидной для автомобилистов.

В 1905 году инженер Генри Форд показал свои чертежи бензинового автомобиля выдающемуся электротехнику Томасу Эдисону, который их просмотрел и сказал: «Молодой человек, это большое дело. Занимайтесь им! Паровые автомобили не пойдут: им нужен котел и огонь. Электромобили должны держаться вблизи электростанций. Аккумуляторы — слишком тяжелы. Ваш автомобиль независим, он имеет свой собственный двигатель, которому не нужны ни огонь, ни пар, ни аккумуляторы, он не дает дыма. Работайте над ним!» Пророчество Эдисона сбылось — автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) победили конкурентов. Сегодня по дорогам мира ездят более 800 млн автомобилей, из которых 99 % приводятся в движение бензиновыми и дизельными ДВС, наиболее эффективными энергетическими установками.

Для Цитирования:
Aлександр Капустин, Вячеслав Раков, Альтернативная эффективность гибридных автомобилей. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: