Цель этой статьи — привлечь внимание к актуальным вопросам, связанным с потреблением алкоголя и здравоохранением. Среди обсуждаемых тем — использование алкогольной тематики для отвлечения внимания от недостатков здравоохранения и социального обеспечения, нестабильное качество алкогольных напитков, которые иногда вызывали тяжелые отравления после употребления в умеренных дозах [6; 20], а также правонарушения против алкоголиков и лиц с алкогольной деменцией.
В советское время пьянство на рабочих местах было обычным явлением на многих предприятиях и в учреждениях [17], причем нередко отмечалось попустительство со стороны администрации. Советские праздники сопровождались приемом алкоголя. Новогодние традиции почти не оставляли шансов остаться трезвым: длительное сидение за столом до и после полуночи с употреблением шампанского и других напитков вело к интоксикации даже тех, кто обычно не пил. На рабочих местах отмечали дни рождения и другие личные события. В некоторых медицинских и научных коллективах употребляли медицинский или технический спирт [17]. Руководство закрывало на это глаза; более того, руководители нередко бывали первыми, кто использовал спирт в личных целях [42]. Подобные обычаи местами сохранялись также в послесоветское время.
Лечение алкоголизма было малоэффективным; преобладали аверсивная терапия с использованием рвотных и сенсибилизирующих средств, убеждение (рациональная психотерапия), а также плацебо [11; 26]. Лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) фактически были формой лишения свободы, однако пациенты в профилакториях не лишались доступа к алкоголю. Из соседних зданий можно было наблюдать «экспедиции» за вином через ограду ЛТП. Действовал бизнес с препаратами тетурама для имплантации, которые обладали эффектом плацебо [31; 43]. Многие пациенты возобновляли прием алкоголя вскоре после имплантации. Следует также упомянуть о сверхбыстрой психотерапии алкоголизма [7; 13], известной как кодирование. Метод начали использовать во время антиалкогольной кампании; его критиковали за несоответствие нормам медицинской этики в связи с применением запугивающей суггестии и болезненных манипуляций: орошение зева хлорэтилом, раздражение ветвей тройничного нерва «путем энергичного пальцевого надавливания», «резкое насильственное забрасывание головы назад» и т.п. [4].