Сформированные в настоящее время условия функционирования строительного рынка характеризуются достаточно высокой турбулентностью и, соответственно, рисками, которые в основном связаны с отсутствием возможности у застройщиков. На этапе строительства оперативно управлять денежными средствами дольщиков, которые аккумулированы в банках на эскроусчетах. Это предполагает наличие собственных или заемных средств, которыми многие строительные организации не располагают и не имеют возможности привлекать средства, в связи и так с большой закредитованностью и отсутствием мотивированного и обеспеченного инвестора. В таких условиях малый и средний бизнес будет перегружен финансово, что создаст дополнительные риски как для застройщиков, так и для дольщиков.
Следует отметить, что, кроме вышеуказанного, пул рисков наличествует [1–3, 5] и другими рисковыми обстоятельствами, как неизбежными, которые можно заранее учесть и переложить на плечи страховщиков (пожары, землетрясения и другие стихийные бедствия), так и связанными с неопределенностью самого процесса строительства.
При этом анализ содержания исследований, раскрывающих те или иные аспекты управления материальными ресурсами строительных организаций, в условиях риска и неопределенности доказывает необходимость проведения дополнительных исследований, учитывающих актуальные условия внешней среды и риски.
Строительные организации России нуждаются в соответствующей методологической основе для формирования собственной модели обеспечения материальными ресурсами (МР), учитывающей весь комплекс рисковых обстоятельств и для строителей, и для дольщиков.
В основе разработки управленческого решения [2, 6] в условиях риска и неопределенности должна быть информация о состоянии объекта управления, поэтому решения — это результат анализа (аудита) условий внешней или внутренней среды окружения системы стратегического управления материальными ресурсами (СУМР) строительной организации (рис. 1), т. е. результат обработки специально собранной, проанализированной и переработанной информации, которую принято называть релевантной.