Особая важность изучения социального и экологического аспекта в сельском хозяйстве неоднократно подчеркивалась учеными-экономистами Думновым А.Д., Зарук Н.Ф., Зинченко А.П., Новоселовой И.Ю., Трубилиным А.И., Хоружий Л.И. и др. [1, 3, 4, 11–15].
Устойчивое развитие сельского хозяйства, в частности включающее решение социальных вопросов и снижение наносимого отраслью ущерба окружающей природной среде, является приоритетным направлением в политике России и соответствует международным тенденциям развития экономики, а также характеризует ключевые трансформационные процессы в сельском хозяйстве.
Социально-экологическая трансформация сельского хозяйства представляет собой совокупность международных (экономических) политических мер, направленных как на улучшение условий жизни и труда, так и на улучшение состояния окружающей природной среды.
Оценить уровень социально-экологической трансформации позволяет комплексный индекс [1, 2], в основе расчета которого преобразование (нормализация) исходных показателей, характеризующих социальные условия и качество окружающей среды (рис. 1) в балльную систему, и последующее определение уровня социально-экологической трансформации по средствам интервальных группировок.
Анализ на основании комплексного индекса позволяет выделить субъекты (организации), являющиеся драйверами экономического роста и регионы (организации), которым необходимы дополнительные меры поддержки на преодоление социальных и экологических проблем. Данная информация необходима для формирования дифференцированной аграрной политики и адресной государственной поддержки различных групп регионов и организаций.
Однако на практике расчет данного индекса не проводится, в том числе из-за отсутствия информации по рассматриваемым показателям. Отсутствует эффективный алгоритм сбора необходимых данных, который позволит при минимальной нагрузке на респондентов обеспечить госаппарат информацией о социально-экологической трансформации сельского хозяйства.