Введение. Известно, что в процессе функционирования автоматизированной системы управления различными объектами решается задача оценки их функционального или технического состояния, на основе которой и вырабатываются управляющие воздействия. Анализ уровня развития техники показывает, что последние десятилетия характеризуются резким усложнением технических объектов, функционирующих в различных сферах деятельности человека, в том числе, и в гражданской авиации. В этих условиях для повышения эффективности эксплуатации сложных технических объектов целесообразно использование интеллектуальных систем и компонентов управления, например, реализованных с использованием теории нечетких множеств [5, 7].
Целью работы является синтез алгоритма оценки состояния технического объекта на основе идентификации нечеткой модели, которой характеризуется его техническое или функциональное состояние.
Постановка задачи. Полагаем, что имеется сложный технический объект, обладающий высокой степенью неопределенности, что затрудняет использование строгих математических моделей для описания его функционального или технического состояний. По этой причине воспользуемся лингвистической моделью в виде совокупности продукционных правил типа «ЕСЛИ — ТО», описывающих взаимосвязи входных и выходных переменных [5, 7]:
где: k K — номер структуры модели;
K — множество номеров структуры;
— нечеткие множества — конкретные лингвистические значения соответствующих входных и выходных переменных в составе l-го правила:
u1,u2,…,un — входные переменные модели;
x — выходная переменная.
Полагаем, что в (1) правила связаны между собой логическим оператором «ИЛИ», т. е.
В модели (1) под «структурой» будем понимать конкретное функциональное или техническое состояние объекта.
Требуется: разработать алгоритм, позволяющий идентифицировать текущую структуру (состояние) объекта.
Синтез алгоритма. Введем обозначение:
тогда модель (1) можно записать в виде нечеткого уравнения в отношениях [1]: