Опыт эксплуатации машинно-тракторного парка показывает, что при разработке систем мониторинга технического состояния автотракторной техники можно использовать современные информационные технологии, а также системы беспроводных средств связи. На сегодняшний день сбор информации о надежности техники является важной задачей, поскольку отказы одноименных элементов машин происходят после различной наработки, что выражается в значительном рассеивании ресурсов элементов и машин в целом [1]. Повышение надежности техники в процессе ее эксплуатации является сложной задачей, это объясняется тем, что надежность в основном закладывается при ее проектировании и изготовлении, а при эксплуатации только расходуется. Скорость ее расхода зависит от методов и условий эксплуатации, квалификации обслуживающего персонала [5].
Количественное значение надежности системы (машины, механизма) может определяться на основе диагностирования ресурсных параметров технического состояния машины в процессе ее технического обслуживания [2]. При расчете показателей надежности эксплуатируемой техники на основе контроля параметров технического состояния необходимо иметь возможность считывать, преобразовывать и передавать для последующей обработки аналоговые и цифровые сигналы с датчиков контроля ресурсных параметров [3].
Полученные диагностические данные должны обрабатываться по определенному алгоритму для расчета количественных локальных показателей надежности отдельной машины, сопряжения или узла.
Таким образом, в ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ» был разработан алгоритм компьютерной программы расчета локальных показателей ресурса и определения количества отказов отдельной машины, детали или узла в составе системы дистанционного мониторинга технической надежности сельскохозяйственной техники [4]. Алгоритм расчета локальных показателей надежности представлен на рис. 1 в виде блок-схемы.
27ae73f5cb3aa9b9c3a8f8bcd44cf95b52028ff8.png
Ниже приведены наименования всех показателей, использованных в алгоритме определения локальных показателей надежности деталиузла, где: UHi — номинальное значение параметра, В; UПi — предельное значение параметра, В; UДi — допускаемое значение параметра, В; UИi — измеренное значение параметра, В; Ui — приращение значения ресурсного параметра (UИi — UHi); t Mi — межконтрольный или межремонтный период, моточ; i — количество межконтрольных проверок (i = 1, 2,…n); t i — наработка i-й детали, соединения, отклонения параметра; Ti — прогнозируемый ресурс (наработка до отказа), моточ; TOCTi — остаточный ресурс, моточ; — показатель степени отклонения параметра (при гладкой кривой изнашивания = 1).