В процессе эксплуатации сельскохозяйственной техники в разного рода сопряжениях/узлах/механизмах происходят потери механической энергии, что приводит к постепенному снижению функциональности и в дальнейшем к возникновению отказа, т. е. потере ее работоспособности [1].
Определение основных показателей надежности (безотказности и долговечности) сельскохозяйственной техники необходимо для решения целого ряда задач, связанных главным образом с рациональной технической эксплуатацией и повышением качества технического обслуживания и ремонта машин. Применительно к надежности сельскохозяйственной техники задача по определению показателей надежности сводится в основном к определению вероятности безотказной работы P(t) и срока службы машины (ресурса) [2]. Наиболее удачными характеристиками надежности являются вероятность безотказной работы, интенсивность отказов и средняя частота отказов. Так как указанные характеристики однозначно связаны с ресурсом и между собой, то достаточно знать одну из них (т. е. ресурс), а остальные, если это необходимо, могут быть вычислены.
Таким образом, следует, что контроль момента возникновения отказа деталей является ключевым моментом в процессе эксплуатации машин.
Известно, что в теории надежности различают два вида отказов: внезапные и постепенные [3, 4], так как постепенные отказы возникают главным образов вследствие износа и зависят от наработки машин, то для прогнозирования постепенных (износных) отказов наряду с изучением динамики изменения параметров необходимо знать их предельные величины, при достижении которых происходит отказ элемента/сопряжения/ узла.
Для того чтобы вовремя предупредить отказ элемента/детали/узла машины, целесообразно проводить текущую оценку значений контролируемого ресурсного параметра, характеризующего этот элемент/деталь/узел [5]. Номинальное значение контролируемого параметра является своего рода отправной точкой, предельное будет характеризовать отказ, а текущее значение можно использовать как управляющую характеристику для оценки и прогнозирования такого показателя долговечности машин, как остаточный ресурс.