Срок службы сельскохозяйственных машин зависит от большого числа случайным образом действующих факторов конструктивного, технологического и эксплуатационного характера [1]. Так, в процессе эксплуатации сельскохозяйственных машин в различного рода сопряжениях/узлах/механизмах происходят потери механической энергии, что приводит к постепенному снижению функциональности и в дальнейшем — к возникновению отказа, т. е. потере ее работоспособности [2].
Также ухудшение условий эксплуатации техники (нарушение режимов работы, несвоевременное/некачественное техническое обслуживание/ ремонт и пр.) приводит к незапланированному изменению эксплуатационных свойств машин и, как следствие, преждевременному изменению параметров технического состояния ее узлов и агрегатов.
Для поддержания технического состояния машин на заданном уровне необходимо совершенствовать существующие методы оценки текущего технического состояния машин и, соответственно, проводить комплекс мер, направленных на предотвращение возникновения преждевременных отказов [3].
Штатная комплектация большинства отечественных сельскохозяйственных машин в большинстве случаев имеет информационную панель, которая не полностью отражает данные параметров работы и состояния узлов и агрегатов машины, а критически важные показания изменения технического состояния вообще отсутствуют [3]. Также некоторые контролируемые параметры не могут быть оценены дистанционно. Вследствие этого оператор машины судит об изменении текущего технического состоянии по субъективным признакам, с помощью органолептики (по информации, получаемой путем внешнего осмотра, по шумам, издаваемым техникой, вибрациям, динамике движения во время работы и т. д.).
Прекращение же эксплуатации машины/системы осуществляется тогда, когда ее эксплуатационные свойства, характеризующие применение ее по назначению, ухудшаются, и дальнейшая ее эксплуатация становится физически невозможной (отказ, поломка) и/или экономически нецелесообразной (большие затраты), такое состояние машины называется предельным, а параметры, оценивающие или характеризующие потерю ее работоспособности, являются показателями долговечности и безотказности [2]. Однако данные безотказности и долговечности — количественная мера оценки произошедших или прогнозируемых отказов, что в условиях осуществляемой неправильной эксплуатации не позволяет своевременно информировать о нарушении режима эксплуатации и, соответственно, предотвратить отказ.