В научных исследованиях последних лет ведущим направлением реабилитации больных, перенесших мозговой инсульт, являлась тренировка устойчивости, основанная на усовершенствовании постурального контроля [4, 6], с использованием биоуправления на основе стабилометрических параметров [2, 3, 11, 12]. Это происходит, когда в качестве сигнала обратной связи используются колебания центра давления на экране монитора, вызывая тем самым компенсационные зрительные ощущения у испытуемых [10].
Важную роль в реабилитации моторных систем у постинсультных больных играет активная тренировка с участием воли и намерений самих пациентов, приводящая к возобновлению произвольных, то есть сознательных движений. Она сопровождается выделением разнообразных нейротрансмиттеров, которые неспецифически активируют как чувствительные, так и двигательные системы. Определяющее значение в восстановлении моторики имеет нормализация системы равновесия, которая обеспечивает не только вертикальное положение, но и участвует во всех динамических двигательных актах.
Это доказано полезностью включения методики балансотерапии на стабилометрической платформе в раннем восстановительном периоде инсульта [1, 5, 7, 13, 14], но наиболее целесообразно, по данным наших исследований, ее применение с первых дней инсульта.
В наших ранних публикациях [8, 9] были приведены доказательства высокой эффективности применения компьютерного тренинга у постинсультных больных с первых дней ОНМК в восстановлении равновесия при стоянии и ходьбе, в обеспечении самообслуживания пациентов.
Вместе с тем описаны наблюдения ухудшения состояния пациентов в остром периоде инсульта при ранней активной реабилитации, которые были связаны с прогрессированием неврологической симптоматики, утяжеления общего состояния больных, астенизацией их и торможением проявлений реконвалесценции [15].
Это потребовало разработки объективных методов контроля во время компьютерных игр с биологической обратной связью (БОС), а также индивидуализированной методики регуляции нагрузок в процессе курсовой балансотерапии с усложнением задания и удлинением процедур. В литературе этот вопрос практически не освещался.