— Алексей Владимирович, оказавшись в вашей квартире, просто поражаешься, как можно было сотворить такое с обычной хрущевской пятиэтажкой! Двухуровневые апартаменты, свободная планировка, огромный метраж — вполне современное, даже по западным меркам, жилье…
— Ну да, а вот нам, представьте себе, на всех властных уровнях говорят, что переустройство домов хрущевской поры «не-це-ле-со-об-раз-но».
— Сторонники реновации твердят, что дома устарели настолько, что реконструировать их бессмысленно. Другие считают, что пятиэтажки — еще вполне крепкий жилой фонд. Что вы думаете по поводу срока службы нынешних пятиэтажек?
— Вы знаете, я как-то был на конференции, посвященной реновации. Там собрали все федеральные СМИ. И вот спикер, достаточно уважаемый чиновник, вещает по поводу того, что эти дома жутко старые, проводка в них старая, коммуникации никуда не годятся. И чтобы все это заменить, придется ломать… Журналисты слушают, кивают. Тут я не мог не вступить. А как же, говорю, быть с академиком Бочаровым из ЦНИИЭП «Жилище», который всю жизнь проектировал и строил эти дома и с полной ответственностью утверждает, что они амортизированы лишь на 20 %? То есть это вполне крепкие постройки, которые простоят еще много лет!
— Как вам удалось убедить местные власти и получить разрешение на пилотный проект по реконструкции пятиэтажки на Химкинском бульваре?
— Дом, в котором мы с вами находимся, был аварийным — здесь произошел взрыв бытового газа. Представьте, в каком виде мы его в первый раз увидели — как после бомбежки! И нам разрешили поэкспериментировать. Нам удалось начать реконструкцию в «щадящих» условиях, с отселением жителей. Это позволило сократить сроки работ до 8–9 месяцев. Мы вычистили все старые планировки. Если раньше здесь были однушки, двушки, то теперь здесь есть и четырехкомнатные, и пятикомнатные, и трехкомнатные на двух уровнях, и четырехкомнатные на двух уровнях. То есть мы полностью изменили квартирографию. Убедили инвестора — инвестиционную компанию — что это ей будет выгодно. И получили хороший результат.