Экономические трудности стимулируют быстрое развитие инноваций — кризис создает шансы и меняет способ принятия решений, показало исследование компании McKinsey. Инновационные технологии в строительной сфере оказывают решающее влияние на экономический рост и других отраслей экономики, создавая материально-техническую основу их устойчивого роста — это, в том числе, рабочие места, основные фонды, способы решение основных экологических и социальных задач. Именно внедрение инноваций противопоставит опасениям рецессии российская строительная отрасль, заявил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз. Об успешном опыте внедрении инноваций, принципах бережливого строительства и главных трендах развития отрасли в интервью нашему изданию рассказал выдающийся инженер-строитель, топ-менеджер крупного холдинга «Новолекс», руководитель проекта строительства первого в России завода по производству литий-ионных аккумуляторов Алексей Кирсанов.
— Алексей, вы признанный профессионал, прошли путь от мастера строительномонтажного участка до директора крупной компании, сейчас в «Новолексе» возглавляете сразу несколько крупнейших строек РФ. Как вы полагаете, действительно ли отрасли так необходимы инновации и с какими вызовами она столкнется в ближайшие годы?
— Инновации жизненно необходимы, поскольку вызовы стоят более, чем серьезные. Вопервых, продолжит дорожать параллельный импорт. Стройматериалы в России почти все свои, отечественные, но техника и технологии до сих пор зависимы от зарубежных поставок. Сейчас из-за ужесточения санкционного давления стоимость логистики возрастает, в некоторых случаях — кратно. Конечно, все это подталкивает российских производителей к ускоренному импортозамещению, однако от стадии принятия решения до качественного готового продукта проходит не один месяц, а порой и не один год. Во-вторых, может сыграть свою роль инфляция: все импортные товары будут дорожать, а отечественный производитель по традиции начнет подтягивать цены за ними вверх. Кроме того, полагаю, что в этом году в отрасли продолжится кадровый голод, поскольку потребность в высококвалифицированных специалистах только растет, а экономические реалии сформируют тенденцию к оптимизации стоимости проектов.
— Вы управляете строительством, как правило, технически сложных объектов: комплекс Ленинградского, Волоколамского и Алабяно-Балтийского тоннеля в Москве, сооружение Волейбольного центра в Одинцове, глобальные стройки Росатома, а сегодня реализуете проект госкорпорации по строительству уникального завода в Калининграде. Скажите, какие новые тренды в строительстве действуют сейчас?
— Это, конечно, цифровизация, автоматизация процессов и внедрение принципов бережливого строительства — это методология, которую строительная отрасль применяет для достижения оптимальной эффективности и минимизации потерь, в том числе через активную и быструю адаптацию к изменениям и использование всех возможностей для достижения наилучших результатов. Отрасль постепенно переориентируется на технологии информационного моделирования, виртуальной и дополненной реальности, современное ПО для управления процессами. Одно лишь внедрение BIM-моделирования серьезно ускоряет процесс проектирования и строительства — это трехмерное изображение объекта строительства, в которое интегрирована масштабная база данных: от наименований материалов, их производителей и стоимости до физических свойств каждого элемента конструкции. В этом году в строительстве появится больше возможностей и для ИИ.
— Каждый ваш проект связан с инновациями. К примеру, именно вы в должности директора ГУП «Мособлстройпроект» руководили созданием Центральной базы конькобежного спорта в Коломне. Это уникальный технически сложный объект, при строительстве которого использовались инновационные технологии. Проект центра стал бронзовым призером международной премии «Зодчество». С какими сложностями вам пришлось столкнуться при реализации этого проекта и как удалось их решить?
— Это один из самых первых интересных объектов в моей практике. Его площадь превышает 70 тысяч квадратных метров, в здании находится арена с трибунами на 6150 зрителей, а стоимость проекта составила 150 млн евро. Сложностей хватало: по проекту там была принята уникальная седловидная конструкция кровли, ее спроектировали без внутренних опор, но с опорным поясом в виде балки по периметру высотой 3 метра с системой натянутых тросов. Площадь кровли при этом составила больше 57 тысяч квадратных метров — это, чтоб было понятнее, примерно восемь футбольных полей. Кровля пластичная, но жесткая — она хорошо выдерживает значительные вертикальные и горизонтальные нагрузки. Ее монтаж был отдельной историей: потребовалось сначала собрать «подконструкцию», так называемую «постель» из продольных и поперечных стальных лент, которые на стройплощадку привезли в скатанном виде. Надо было их раскатать так, чтобы они не деформировались, и предельно точно натянуть. Для того, чтобы выверить натяжение, использовали специальные приборы. Потом уже на этой «постели» разворачивали и растягивали стальные листы мембранной кровли и закрепляли их так, чтобы не получились углы или заломы. Провести все манипуляции нужно было достаточно быстро до наступления зимы, потому что сильные осадки в виде снега могли сломать и мембрану, и «постель». За счет точного планирования работ и внедрения принципов бережливого строительства нам удалось сделать все в срок. Эта кровля не имеет аналогов во всем мире. Я считаю, Коломенская база конькобежного спорта заслуженно получила международную премию.
— Многие передовые технологии для строительства и проектирования вы привезли из-за границы и внедрили в России будучи директором «Мособлстройпроекта». Во многом благодаря этому вас пригласили возглавить отдел экспертизы проектов и смет в крупном федеральном госучреждении «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» и пригласили вас возглавить отдел экспертизы проектов и смет. Пригодился ли вам здесь полученный опыт?
— Разумеется. Я руководил отделом, который рассматривал большие объемы документации, ее требовалось не просто изучить, но и проанализировать, обобщить результаты, выявить узкие места, предложить варианты внедрения принципов бережливого строительства для снижения стоимости работ и оптимизации сроков строительства. Отдел под моим руководством принимал участие в утверждении проектной документации объектов Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС. Мы не допускали срывов и выполняли поставленные задачи точно в срок.
— Недаром руководство «Росграницы» вручило вам грамоту за успешную работу, а другой крупный федеральный застройщик, НПО «Космос», пригласил вас на должность заместителя гендиректора, и в этой компании вы успешно построили сложнейший Алабяно-Балтийский тоннель в Москве, здание академии дзюдо в Звенигороде, реконструировали участок Ленинградского шоссе и здание Театра «Геликон Опера». Насколько удачным был опыт внедрения там инноваций?
— Без инновационных технологий вряд ли удалось бы завершить комплекс Ленинградского, Волоколамского и Алабяно-Балтийского тоннеля в Москве. Это уникальный объект, ему нет аналогов в России, а возможно, и в мире. Тоннели проходят под исторической частью столицы, там протекают подземные реки, там сложный грунт — в основном известняк, а кроме того, невозможно было полностью остановить движение на время строительных работ. Как раз над стройкой Алабяно — Балтийского тоннеля находится действующая ветка Московского метрополитена, движение поездов там также не останавливали. На этом объекте нам пришлось впервые применить горизонтальное и вертикальное усиление грунтов методом jet-технологии — это так называемая струйная цементация грунтов: мы закачивали в грунтовые слои цементный раствор, под давлением с ним перемешивались частицы почвы, а когда эта смесь застывала, она хорошо противостояла деформации, вымыванию подземными водами и усадкам. При работах на других объектах мы также шли в ногу со временем и успешно использовали новые технологии.
— На новых технологиях базируется строительство в атомной области, где у вас тоже серьезный опыт — несколько лет вы руководите реализацией крупных проектов госкорпорации Росатом: создание пункта захоронения радиоактивных отходов в ЗАТО Новоуральск, строительство блоков для АЭС и многих других. Как вы считаете, почему мировая энергетика, которая после аварий сначала в Чернобыле, потом на Фукусиме охладела к «мирному атому», сегодня возвращается к нему? Здесь тоже помогают инновации?
— Несомненно. Именно современные технологии делают атомные станции наиболее безопасными, а вместе с тем экономически выгодными. Ядерная энергия признана экологичной, ее стоимость сравнительно невелика, поэтому на нее делают ставку во многих странах мира. Она обеспечивает стабильное и надежное производство электроэнергии, не зависящее от погодных условий и цен на нефть. Кроме того, растущий спрос на электроэнергию в мире требует масштабирования надежных источников энергии, и атомная энергетика является одним из таких источников. Для РФ этот разворот в сторону атомной энергетики, несомненно, выгоден: наша страна производит больше всего в мире ядерного топлива, без которого атомные станции не могут работать.
— В вашем портфеле — работа и успешное внедрение инноваций в крупнейших компаниях и корпорациях страны. С высоты этого опыта скажите, как будет строительная отрасль через 5–10 лет?
— Уверен, что трендом на ближайшие десять лет в строительстве станет внедрение новых технологий. Очевидно, для упорядочивания этого процесса должны появиться госпрограммы, нацеленные на стимулирование цифровизации, разработки инновационных методик, появление «зеленого строительства», широкое использование новых материалов. Внедрение инноваций — сложный процесс, занимающий годы, но результат этого стоит. Хочется верить, что за счет новых разработок процесс строительства станет более экологичным, эффективным, потери будут минимизированы, а сроки реализации проектов существенно сократятся без негативного влияния на качество работ и материалов.