Федеральная налоговая служба подвела итоги работы за прошлый год. Ведомство собрало на 20% больше налогов, чем в 2016 г., показатели закона о федеральном бюджете на прошлый год исполнены на 102,6%, и практически по всем направлениям — сплошной рост. Кроме того, было отмечено снижение количества выездных проверок — по итогам 2017 г. их число сократилось на 23% (с 26 до 20 тыс.), а результативность выросла в 1,4 раза. Всего за пять лет число выездных проверок снизилось более чем в два раза; уменьшение числа жалоб бизнеса по результатам таких проверок (в 2017 г. — на 11%, а за пять лет — более чем на 32%) и судебных споров с бизнесом (в 2017 г. по сравнению с 2013 г. их количество снизилось почти в пять раз).
Из-под пера ведомства каждый месяц выходят десятки приказов и писем. Как бизнес справляется с требованиями ФНС, и в каком направлении должно развиваться налоговое законодательство по отношению к бизнесу, комментирует Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», Президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
— Сейчас фискальная служба работает как в развитых странах, поскольку «закрутили гайки» по всем направлениям. В развитых странах налоговики имеют право осуществлять тотальный контроль над конкретным человеком. Вплоть до того, что у гражданина могут спросить, на какие деньги он купил автомобиль или съездил в отпуск. У нас пока не дошли до этого уровня, поскольку не позволяет пока что система документооборота, но активно движутся в этом направлении. Поэтому если раньше у предпринимателей были возможности скрывать какие-то налоги, то сейчас это делать все сложнее и сложнее.
Что касается строительных компаний, то они, на мой взгляд, в первую очередь страдают, как и другие компании, из-за тотального контроля над собираемостью НДС. Притом, в сфере НДС много проблем возникает в связи с недобросовестностью какой-либо компании — пятой в цепи, которая получает деньги от первого в цепочке и не платит с них НДС (в данном случае пытаются вернуть неуплаченный НДС со всех компаний цепочки). Подобная логика иррациональна. Почему первая компания в цепи должна отвечать за пятую, которая не заплатила налог государству? У нас пока, к сожалению, фискальная служба идет по пути «выжимания» денег из предпринимателей. Это формирует и негативную судебную практику для бизнеса — утерян принцип состязательности в суде при спорах предприниматель vs. государство. Если раньше предприниматель имел возможность доказать порядочность своих действий, то сейчас суды априори выступают на стороне государственного органа. С такой «ручной» формой защиты прав бизнесу стало гораздо труднее работать. И эта работа ФНС, несомненно, повлияла и на строительные компании. В такой логике возникает вопрос о резонности любого бизнеса, поскольку есть риск отдать последнюю рубаху, на которую ты честно заработал.