— Как вы считаете, что отличало Александра Зиновьевича Крейна как директора музея?
— У Александра Зиновьевича было одно качество, которое определяло его стиль руководства музеем, — это очень высокого ранга интеллигентность. Причем в самом интеллигентном понимании интеллигентности. Это включало и его внимание, и умение слышать, способность к неофициальному контакту, причем с любым человеком. Но это было не панибратство, а доверительный внутренний жест, который сразу настраивал в его пользу. При этом его коллеги рассказывали, что он был настоящим директором, жестким человеком, не спускал, если что-то было неправильно сделано. Временами он был даже суров. Но я долгое время не видела его в образе требовательного руководителя и поэтому до конца не верила в подобные рассказы о нем, пока однажды не зашла в его кабинет во время серьезного разговора.
— Вы выделили интеллигентность Александра Зиновьевича, а как вы считаете, помогало ли это в работе или, может, напротив, становилось препятствием?
— Конечно, помогало. Понимаете, Музей А.С. Пушкина в Москве — это, в общем-то, музей, построенный на добрых жестах. Ведь ничего не было, было пустое место и желание сделать музей А.С. Пушкина. Но, чтобы получить экспонаты, ценности, нужны были не только приказы министерства, важны были личные отношения. А.З. Крейну нужно было доказать, что пустой дом1 , в котором ничего нет, станет важным культурным центром. И я удивляюсь тому, какой сложился имидж у этого музея за прошедшие годы. Это, конечно, заслуга Александра Зиновьевича. Ему передавали экспонаты для музея, но, кроме того, он умел привлекать людей: и литераторов, и артистов, художников, музейных работников, он организовывал музыкальные и литературные вечера, интересные выставки, приглашал нужную публику. В нем была большая убедительность и притягательность. Вместе с тем мне приходилось открывать в нем такие черты, которых я не ожидала. У Александра Зиновьевича была очень большая требовательность к самому себе. Я это почувствовала, когда мы вместе с ним работали с международными музейными организациями. В общении с коллегами мне иногда казалось, что он себя недооценивает или преувеличивает роль своих собеседников