«Главной задачей этого проекта является знакомство отечественного зрителя с мировым художественным наследием, а также с многообразием коллекции ГИМ. Исторический музей впервые в своих стенах продемонстрирует подлинники знаменитого мастера эпохи Возрождения, освещая важнейшую из сторон творчества гения — гравюру. Представленный ряд позволит проследить развитие и совершенствование технических приемов, показать особенности художественного языка мастера. Мы рады, что в такое непростое время нам удалось осуществить проект и дать возможность российским зрителям познакомиться с уникальными памятниками мировой культуры», — отмечает Алексей Левыкин, директор Исторического музея.
Коллекция печатной графики Альбрехта Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго — одна из лучших в мире по качеству отпечатков и их сохранности. Из Италии привезли более 120 гравюр мастера, самые известные среди которых — «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана».
Мастерские гравюры А. Дюрера, созданные в технике резцовой гравюры на меди, отличаются исключительным художественным совершенством. Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм сочетаются в них с присущими немецкому искусству того времени ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям.
Отдельным разделом выставки стала серия «Апокалипсис», созданная мастером в 1496–1498 годах. 15 листов иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета — «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова». Это была первая крупная работа молодого художника. Данный цикл отличают точность в передаче библейского слова и неисчерпаемая фантазия самого мастера, вдохновленного мистическими строками «Откровения». Самым известным произведением серии является лист «Четыре всадника Апокалипсиса».
Произведения А. Дюрера сопровождаются работами его современников, которые с изумительной точностью копировали великого гравера, что говорит об огромном признании мастерства художника.