По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Альберт Лясковский: «Как работать с рисками и как их предотвращать»

Стратегическими целями по охране труда ПАО «Северсталь» являются исключение смертельного травматизма и вхождение в первый квартиль по LTIFR в мировой отрасли. О смертельных рисках на производстве, о критических барьерах безопасности, о проекте по трансформации системы управления безопасностью и о Единой системе интеллектуального контроля безопасности производства рассказывает Альберт Николаевич Лясковский, директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии АО «Северсталь менеджмент».

Альберт Лясковский

— Альберт Николаевич, расскажите, пожалуйста, о своем опыте работы в сфере охраны труда и техники безопасности.

— Мой опыт в сфере охраны труда и промышленной безопасности подкреплен 25‑летней профессиональной практикой. Я начал свою карьеру в 2001 году в качестве ведущего инженера по техническому надзору в Тюменской нефтяной компании (ТНК), где были получены первые ценные знания и навыки в сфере охраны труда и безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных объектов. После создания совместного предприятия «ТНК-ВР» продолжил развиваться, занимая ряд руководящих должностей в области охраны труда, промышленной безопасности и окружающей среды. В этот период глубоко погрузился в процессы внедрения единых корпоративных стандартов в области безопасности, соответствующих лучшим мировым практикам.

В нашей компании сотрудничество между дирекцией охраны труда и промышленной безопасности с другими подразделениями, а также руководством, выстроено на высоком уровне. Мы уверены, что безопасность — это ответственность каждого, и поэтому интеграция процессов охраны труда в деятельность всех подразделений является ключевой частью нашей стратегии.

Далее в «СИБУР Холдинге» с 2008 по 2020 год, работая в управляющей компании «СИБУР Холдинга», я прошел путь от главного эксперта до директора департамента по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды. За это время выстроил корпоративную систему управления безопасностью, соответствующую лучшим практикам, были внедрены процессы по управлению рисками, обеспечению безопасности подрядной среды, проведена огромная работа по развитию культуры безопасности рабочих и руководителей, реализовано большое количество мероприятий по снижению негативной нагрузки на окружающую среду.

С октября 2020 года продолжаю работать на позиции директора по охране труда, промышленной безопасности и экологии в АО «Северсталь менеджмент», занимаюсь совершенствованием системы управления безопасностью и развитием культуры безопасности работников компании и подрядных организаций.

— Каковы основные функции вашего отдела? Какие задачи вы считаете приоритетными?

— В ПАО «Северсталь» основными целями по охране труда являются устойчивое исключение смертельного травматизма и обеспечение вхождения в первый квартиль по LTIFR в мировой отрасли. Достичь этих целей планируем за счет построения эффективной системы управления безопасностью, развития лидерских качеств руководителей и компетенций работников.

В нашей компании трудятся более 50 тыс. сотрудников и более 20 тыс. сотрудников подрядных организаций, многие работники осуществляют сложные технологические, ремонтные операции. В связи с этим основной упор сделан на внедрении процедур по идентификации и управлению высокими рисками.

— Какой уровень сотрудничества существует между отделом охраны труда и другими отделами, а также руководством?

— В нашей компании сотрудничество между дирекцией охраны труда и промышленной безопасности с другими подразделениями, а также руководством, выстроено на высоком уровне. Мы уверены, что безопасность — это ответственность каждого, и поэтому интеграция процессов охраны труда в деятельность всех подразделений является ключевой частью нашей стратегии.

Мы проводим регулярные встречи, круглые столы и управляющие комитеты, чтобы обсуждать текущие вопросы безопасности и совместно разрабатывать решения по улучшению условий труда.

В нашей компании для снижения смертельных рисков обязательно должны быть разработаны технические, процедурные и поведенческие барьеры безопасности, так называемые критические барьеры безопасности.

У нас налажена прозрачная и открытая коммуникация. Все сотрудники могут свободно делиться своими идеями и предложениями по улучшению безопасности, в производстве развивается практика реализации различных проектов по безопасности.

Мы проводим тренинги и семинары для повышения уровня знаний и компетенций в области безопасности среди сотрудников и подрядных организаций.

Для эскалации проблем и своевременного принятия решений в компании выстроен каскад управляющих комитетов по безопасности от уровня цеха до уровня генерального директора. Руководство активно участвует в инициативах по безопасности, выделяя ресурсы на внедрение новых технологий и улучшение условий труда. Это позволяет нам оперативно реагировать на возникающие вызовы.

— Какие основные риски существуют на вашем предприятии и как они оцениваются и управляются?

— Основной акцент сделан на исключении ТОП смертельных рисков. Это риски с высокой вероятностью повторения. К таким рискам мы относим риски, связанные с:

• падением с высоты;

• движущимся ж/д и автотранспортом;

• электрическим током;

• движущимися и вращающимися механизмами;

• удушающими и отравляющим газами;

• расплавами металлов;

• перемещением грузов;

• обрушением, осыпью материала и металлоконструкций.

Одним из важных проектов является Единая система интеллектуального контроля безопасности производства. Это инновационный проект, который будет включать применение типовых моделей детектирования нарушений требований охраны труда во всех локациях смертельного риска, где это применимо.

В нашей компании для снижения смертельных рисков обязательно должны быть разработаны технические, процедурные и поведенческие барьеры безопасности, так называемые критические барьеры безопасности (КББ). В локациях смертельных рисков мы разработали и применяем электронные чек-листы. Рабочие в начале каждой смены проверяют КББ с занесением в электронную систему. Каждый работник знает, что должен делать при обнаружении неработоспособных КББ, информация об отклонениях КББ сразу же попадает в электронные дашборды руководителям, которые оперативно подключаются к устранению отклонений. В качестве поведенческих барьеров безопасности внедрены базовые правила, спасающие жизни, которые четко описывают порядок действий работника, чтобы избежать травмы в локациях смертельного риска.

— Как у вас организована работа по снижению рисков на рабочих местах и повышению уровня безопасности на предприятии?

— В ПАО «Северсталь» реализован крупный проект по трансформации системы управления безопасностью по пяти элементам:

Первый элемент — Управление смертельными рисками

• Выстроена система контроля критических барьеров безопасности (КББ) по электронным чек-листам, выявление и устранение отклонений в состоянии КББ.

• Внедрена оценка рисков рутинных работ и работ повышенной опасности.

• Определен перечень базовых правил, спасающих жизни (БПСЖ), для ТОП-10 смертельных рисков.

• Проведена коммуникация БПСЖ персоналу.

Второй элемент — Безопасность подрядчиков

• Внедрена процедура предквалификации и рейтингования подрядных организаций.

• Разработаны программы развития подрядных организаций в области ОТиПБ.

• Разработан порядок оценки производителей работ для целей их развития и принятия управленческих решений.

Третий элемент — Управление отклонениями

• Персонал всех уровней участвует в производственном контроле с фокусом на смертельных рисках.

• Внедрен новый порядок работы с извлеченными уроками и расследованием происшествий с фокусом на исключение корневых причин происшествий.

Четвертый элемент — Развитие навыков

• Все подразделения компании были охвачены Лидерскими сессиями по безопасности труда с участием директоров бизнес-единиц и дивизионов.

• Разработаны и проведены тренинги для руководителей «Видеть по‑новому».

• Разработаны и проведены тренинги для рабочих «Видеть и действовать».

Пятый элемент — Система управления

• Во всех бизнес-единицах и подразделениях регулярно проводятся управляющие комитеты.

• Определен набор опережающих метрик и показателей трансформации.

• Динамика отслеживается по дашбордам.

• Выстраиваем систему эскалации проблем с рабочих мест на соответствующий уровень.

— Какие инструменты вы считаете наиболее эффективными для оценки и управления рисками на предприятии?

— Одним из важных проектов является Единая система интеллектуального контроля безопасности производства. Это инновационный проект, который будет включать применение типовых моделей детектирования нарушений требований охраны труда во всех локациях смертельного риска, где это применимо. Для реализации этого проекта нам потребовалось закупить и установить в каждой бизнесединице мощные серверы и приобрести специализированное уникальное программное обеспечение. Получение эффекта от проекта мы ожидаем во втором полугодии этого года.

Роль культуры безопасности крайне важна, с низким уровнем культуры безопасности невозможно достичь наших амбициозных целей. Крайне важно сформировать у каждого работника ответственное отношение к безопасности.

— Какова роль культуры безопасности на промышленном предприятии и как ее можно развивать?

— Роль культуры безопасности крайне важна, с низким уровнем культуры безопасности невозможно достичь наших амбициозных целей. Крайне важно сформировать у каждого работника ответственное отношение к безопасности.

С целью обеспечения приверженности руководства по вопросам безопасности мы реализовали проект ВЗОР (вовлекаю, заявляю, обеспечиваю, развиваю). В рамках этого проекта определили набор инструментов и разработали методики ВЗОР: лидерский обход, круглый стол по безопасности, кураторство проектов в производственных подразделениях. Более 380 работников компании вовлечены в движение «Волонтеры безопасности».

В качестве новых дополнительных инструментов мы активно внедряем безлюдные технологии с использованием микропроцессорной техники и роботизацию. Концепция предполагает исключение человека из локаций смертельных рисков за счет применения технических средств, технологий и их комбинаций, имеющих цифровую составляющую внутри себя: датчики, контроллеры, алгоритмы.

— Какие современные технологии вы используете для повышения уровня безопасности на предприятии?

— Чтобы эффективно управлять рисками, мы внедрили программный комплекс «Контроль охраны труда», который позволяет эффективно управлять рисками без бумажной волокиты. Особенностью этой системы является то, что мы предоставляем доступ к этой системе и подрядным организациям. Таким образом мы обеспечиваем эффективное оперативное взаимодействие.

В качестве новых дополнительных инструментов мы активно внедряем безлюдные технологии с использованием микропроцессорной техники и роботизацию. Концепция, предполагает исключение человека из локаций смертельных рисков за счет применения технических средств, технологий и их комбинаций, имеющих цифровую составляющую внутри себя: датчики, контроллеры, алгоритмы. Рассматриваем такие направления, как удаленное управление оборудованием: кранами, подвижным составом, автотранспортом, промышленные роботы и другие направления.

— Как вы оцениваете эффективность внедренных мер по охране труда?

— У нас были отдельные рекорды по безопасности, когда мы добивались отсутствия смертельного травматизма в течение 12 месяцев по собственному персоналу и по подрядным организациям, очень низких значений частоты травматизма, но мы пока не достигли устойчивости и над этим мы продолжаем работать.

— Существуют ли какие-то зарубежные практики в сфере охраны труда, которые, по-вашему, хорошо бы перенять российским предприятиям?

— Все проекты, о которых я выше рассказал, так или иначе связаны с лучшими мировыми практиками, рекомендую всем руководителям российских предприятий уделить этому особое внимание и помнить, что успехи в безопасности будут способствовать успеху в бизнесе!

Язык статьи:
Действия с выбранными: