По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.644 DOI:10.33920/med-08-2505-06

Акустический мониторинг на территории г. Липецка в 2013–2023 гг.

Савельев Станислав Иванович доктор медицинских наук, профессор, член правления Общества гигиенистов и санитарных врачей России, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, советник главного врача, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», 398002, Липецкая область, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 60А, e-mail: savelev_si@cge48.ru, https://orcid.org/0000-0001-8981-9626
Алешина Виктория Викторовна заведующий лабораторией по исследованию ионизирующих и неионизирующих физических факторов — эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», 398002, Липецкая область, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 60А, e-mail: aleshina_vv@cge48.ru, https://orcid.org/0009-0007-1379-9877
Глазкова Юлия Максимовна эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений отделения обеспечения исследований/измерений факторов среды обитания, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», 398002, Липецкая область, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 60А, e-mail: glazkova_ym@cge48.ru, https://orcid.org/0009-0007-4262-2683

Шум является одним из наиболее распространенных неблагоприятных факторов окружающей среды. Повышенный уровень звука вызывает не только неприятные субъективные ощущения, но и приводит к различным функциональным нарушениям, заболеваниям сердечно-сосудистой и нервной систем. Шумовое загрязнение имеет как прямые, так и опосредованные кумулятивные негативные эффекты. Акустическое состояние окружающей среды является одним из важных факторов, определяющим качество жизни на селитебной территории. В условиях бурного роста автомобильного парка шум является серьезной гигиенической, социальной и экономической проблемой. В статье представлены результаты и анализ измерений уровней звука в четырех мониторинговых точках г. Липецка в период с 2013 по 2023 гг. Результаты демонстрируют стабильно высокий уровень шумовой нагрузки, который остается неизменным вне зависимости от количества транспортных средств в течение рассматриваемого периода.

Литература:

1. Васильев А.В. Анализ шумовых характеристик селитебной территории г. Тольятти. Экология и промышленность России. 2005; 4: 20–23.

2. Гуськов А.А., Степанов Н.А., Анохин С.А. Исследование транспортного шума в городе Тамбове. Вестник СибАДИ. 2021; 18 (5):554–564. doi: 10.26518/2071–7296–2021-18-5–554–564.

3. Иванова И.Л., Важенина А.А., Ямилова О.Ю., Грицина О.П. Некоторые аспекты влияния шума на состояние здоровья населения города Владивостока. Санитарный врач. 2023;9: 555–563. doi: 10.33920/ med-08-2309-02

4. Лим Т. Е. Оценка риска для здоровья населения транспортного шума на территории Санкт-Петербурга. Санитарный врач. 2013;8: 11–14.

5. Бердешева Г.А., Амлаев К.Р., Жубаниязова А.С., Шикина И.Б., Ракишева В.А. Создание шумовой карты города Актобе. Санитарный врач. 2018; 9: 50–53.

6. Скворцов А.Н., Савельев А.П., Пьянзов С.В. Оценка акустического загрязнения селитебной территории в г. Саранское. Вестник МГУ. 2016; 2:218–227.

7. Степанова И.А., Степанов А.С., Ивлева Я.С., Мануев Л.Ю. Экологическая оценка транспортной инфраструктуры по фактору шумового загрязнения на примере города Оренбурга. Вестник ОГУ. 2015;10 (185):438–440.

8. Алексеев В.Б., Май И.В., Клейн С.В., Кошурников Д.Н. Транспортный шум как фактор риска здоровью населения и установления ограничений использования земельных участков городских и сельских поселений. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2022; (10):25–32. doi: 10.35627/2219– 5238/2022-30-10-25-32.

9. Харченко С.В. Шумовое загрязнение в городах в связи с характером рельефа территории (для ключевых участков в г. Курск и Тамбов). Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. 2015; 3 (200):182–190.

10. Andersson EM, Ögren M, Molnár P, Segersson D, Rosengren A, Stockfelt L. Road traffic noise, air pollution and cardiovascular events in a Swedish cohort. Environ Res. 2020;185:109446. doi: 10.1016/j. envres.2020.109446.

11. Babisch W. Updated exposure-response relationship between road traffic noise and coronary heart diseases: A meta-analysis. Noise and Health. 2014;16 (68):1. doi: 10.4103/1463–1741.127847

12. Christensen JS, Raaschou-Nielsen O, Tjønneland A, et al. Long-term exposure to residential traffic noise and changes in body weight and waist circumference: A cohort study. Environ Res. 2015;143 (Pt A):154–161. doi: 10.1016/j. envres.2015.10.007.

13. Foraster M, Eze IC, Vienneau D, et al. Long-term transportation noise annoyance is associated with subsequent lower levels of physical activity. Environ Int. 2016;91:341–349. doi: 10.1016/j.envint.2016.03.011.

14. Hume K. I., Brink M., Basner M. Effects of environmental noise on sleep. Noise Health. 2012;14 (61):297–302. doi: 10.4103/1463–1741.1.

1. Vasiliev A.V. Analysis of noise characteristics of residential area of Tolyatti. Jekologija i promyshlennost’ Rossii (Ecology and industry of Russia). 2005; 4: 20–23. (in Russian)

2. Guskov A.A., Stepanov N.A., Anokhin S.A. Study of traffic noise in the city of Tambov. Vestnik SibADI (SibADI Bulletin). 2021; 18 (5):554–564. (in Russian) doi: 10.26518/2071–7296–2021-18-5–554–564.

3. Ivanova I. L., Vazhenina A.A., Yamilova O.Yu., Gritsina O.P. Some aspects of the impact of noise on the health status of the population of Vladivostok. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2023;9: 555–563. (in Russian) doi: 10.33920/med-08-2309-02

4. Lim, I.e. Assessment of the risk to public health of traffic noise in St. Petersburg. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2013;8: 11–14. (in Russian)

5. Berdesheva G.A., Amlaev K.R., Zhubaniyazova A. S., Shikina I.B., Rakisheva V.A. Creation of a noise map of Aktobe. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2018; 9: 50–53. (in Russian)

6. Skvortsov A.N., Savelyev A.P., Pyanzov S.V. Assessment of acoustic pollution of residential area in Saransk. Vestnik MGU (Bulletin of Moscow State University). 2016; 2:218–227. (in Russian)

7. Stepanova I.A., Stepanov A. S., Ivleva Ya. S., Manuev L.Y. Environmental assessment of transport infrastructure by noise pollution factor on the example of the city of Orenburg. Vestnik OGU (OSU Bulletin). 2015;10 (185):438–440. (in Russian)

8. Alekseev V.B., Mai I.V., Klein S.V., Koshurnikov D.N. Traffic noise as a risk factor for public health and the establishment of restrictions on the use of land in urban and rural settlements. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija — ZNiSO (Public Health and Habitat — ZNiSO). 2022; (10):25–32. (in Russian) doi: 10.35627/2219– 5238/2022-30-10-25-32.

9. Kharchenko S.V. Noise pollution in cities due to the nature of the terrain (for key sites in Kursk and Tambov). Nauchnye vedomosti BelGU. Serija: Estestvennye nauki (Scientific bulletin of BelSU. Series: Natural Sciences). 2015; 3 (200):182–190. (in Russian)

10. Andersson EM, Ögren M, Molnár P, Segersson D, Rosengren A, Stockfelt L. Road traffic noise, air pollution and cardiovascular events in a Swedish cohort. Environ Res. 2020;185:109446. doi: 10.1016/j. envres.2020.109446.

11. Babisch W. Updated exposure-response relationship between road traffic noise and coronary heart diseases: A meta-analysis. Noise and Health. 2014;16 (68):1. doi: 10.4103/1463–1741.127847

12. Christensen JS, Raaschou-Nielsen O, Tjønneland A, et al. Long-term exposure to residential traffic noise and changes in body weight and waist circumference: A cohort study. Environ Res. 2015;143 (Pt A):154–161. doi: 10.1016/j. envres.2015.10.007.

13. Foraster M, Eze IC, Vienneau D, et al. Long-term transportation noise annoyance is associated with subsequent lower levels of physical activity. Environ Int. 2016;91:341–349. doi: 10.1016/j.envint.2016.03.011.

14. Hume K. I., Brink M., Basner M. Effects of environmental noise on sleep. Noise Health. 2012;14 (61):297–302. doi: 10.4103/1463–1741.1.

Транспорт является основным источником шумового загрязнения в крупных городах и это связано, в первую очередь, с постоянным ростом количества автотранспорта. Шум представляет собой большую проблему для населенных пунктов, являясь основным фактором окружающей среды, который приводит к увеличению числа жалоб. Научные исследования подтверждают негативное воздействие акустического дискомфорта урбанизированных территорий крупных городов [1–7].

Шумовое загрязнение, характерное для больших городов, сокращает продолжительность жизни их жителей на 10– 12 лет. Всеобщий рост парка транспортных средств, развитие сети автомобильных дорог, приближенных к существующей жилой застройке, развитие новых территорий, обусловленных транспортной доступностью, приводит к увеличению акустической нагрузки на население [8].

Особенно опасным для жизни и здоровья является длительное воздействие шума, что в дальнейшем ведет к расстройству нервной системы, нарушением слуха и зрения, повышенной утомляемости и другим острым и хроническим заболеваниям. Даже относительно низкий уровень шума (около 40 дБА) может затруднять засыпание и снижать качество сна, приводя к частым пробуждениям и уменьшению фазы глубокого сна. Повышенный уровень шума способствует развитию раздражительности, усталости и снижению продуктивности труда. В некоторых случаях шум также может провоцировать агрессивное поведение. Исследования показывают, что шум свыше 60 дБА способен увеличивать риск развития ишемической болезни сердца и гипертонии [9–14].

Вклад транспортного шума в акустическое загрязнение крупных городов составляет до 80 % и на примагистральных территориях не стихает до 15–18 часов в сутки, движение затихает лишь на 2–4 часа. Наиболее уязвимыми к уровню шума являются населенные пункты с плотной застройкой [8].

Липецкая область входит в топ 20 регионов по количеству автомобилей на 1000 жителей. Так, по данным управления статистики региона в 2023 году, на 1000 липчан приходилось 430 легковых автомобиля. Годом ранее эта цифра была — 382. То есть, в Липецке порядка 485 тысяч легковых авто. На 20 тысяч больше, чем было годом ранее. Помимо легковых автомобилей, липчанам принадлежат порядка 75 тысяч грузовиков и 12 тысяч автобусов. К концу 2023 года, по данным регионального управления ГИБДД, в Липецкой области насчитывалось 548,5 тысячи транспортных средств. Для сравнения в 2011 г. количество автомобилей в Липецкой области составляло 388,2 тыс. единиц.

Для Цитирования:
Савельев Станислав Иванович, Алешина Виктория Викторовна, Глазкова Юлия Максимовна, Акустический мониторинг на территории г. Липецка в 2013–2023 гг.. Санитарный врач. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: