По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.27 DOI:10.33920/med-13-2504-04

Актуальные возможности применения цифровых технологий (в том числе искусственного интеллекта) в рекламе лекарственных препаратов

Ляшенко Арсений Юрьевич студент бакалавриата, направление подготовки «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Российская Федерация, E-mail: senaiskeepo@gmail.com

Развитие цифровых технологий, стимулирует активное развитие сферы цифрового маркетинга, что отражается на этапах жизненного цикла рекламы. Традиционные подходы к созданию, размещению и анализу эффективности рекламы уступают место инновационным технологиям, основанным на искусственном интеллекте (ИИ). Несмотря на обширный опыт применения ИИ в рекламе, многие процессы создания материалов продвижения лекарственных препаратов не автоматизированы, что обусловлено, в первую очередь, сложностью стандартизации их соответствия нормам права, а также требованиям биоэтики, нормам морали и этики. В статье рассматриваются ключевые направления цифровизации рекламных процессов лекарственных препаратов — от медиазакупок и работы с визуальным контентом до data-driven аналитики и управления социальными сетями. Проанализированы конкретные примеры внедрения ИИ-решений в рекламные стратегии современных компаний.

Литература:

1. Digital 2024: The Russian Federation // Simon Kemp // DataReportal // 23.02.2024

2. Аганина Р. Н., Андронова Т. А. Интернет-реклама в эпоху цифровизации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2020. № 7 (71). С. 44–52

3. Исакович Е. И., Касмынин А. В. Возможности применения нейросетей для повышения эффективности создания рекламных материалов // Вестник УРИО. 2024. № 2. С. 34–41

4. Червова Н. В. Применение нейросетей в управлении продажами, маркетинге и рекламе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 6. С.278–282

5. Зимина ЛО., Сваровская ЕБ. К вопросу об эффективности использования нейросетей в рекламной коммуникации // МНКО. 2024. № 4 (107). С. 388–390

6. Hybrid.Ai — Copilot // 2024. URL: https://hybrid.ru/copilot (дата обращения 17.06.2025)

7. AdSensor // Алгоритмы работы сенсоров. URL: https://adsensor.ru/all-sensors (дата обращения 17.06.2025)

8. Белянцев А. Е., Кузнецова Н. А. Применение технологий искусственного интеллекта в системе управления рекламной деятельностью // Финансовые рынки и банки. 2024. № 1. С.7–10

9. Гайдук А. Е., Андирякова О. О., Тюрина Д. А. Автоматизация маркетинга и сквозные технологии: оптимизация процессов и увеличение эффективности // Индустриальная экономика. 2024. № 1. С.136–140.

10. Видеоролик ко Всемирному Дню борьбы с болезнью Альцгеймера удостоился премии // 19.09.2024 // Elena Bershadskaya. URL: https://ru.egis.health/a/videorolik-ko-vsemirnomu-dniu-borby-s-bolezniu-alcgeimera-udostoilsia-premii (дата обращения: 17.06.2025)

11. Саввина Екатерина // ИИ в фарм маркетинге — что уже умеют делать ваши коллеги? // 05.11.2024. URL: https://www.youtube.com/watch?v=sVJEV-GXtrY (дата обращения: 17.06.2025)

12. AtopicApp // Умный помощник для людей с атопическим дерматитом // URL: https:// atopicapp.ru (дата обращения: 17.06.2025)

13. Нейросеть от ученых Сеченовского Университета и «Нейромеда» сдала аттестационный экзамен для ординаторов // 24.02.2025 // Сеченовский университет. URL: https:// www.sechenov.ru/pressroom/news/neyroset-ot-uchenykh-sechenovskogo-universiteta-i-neyromeda-sdala-attestatsionnyy-ekzamen-dlya-ordin/ (дата обращения: 17.06.2025)

14. Как Data Science и аналитика данных приходят в российскую фармацевтику // Татьяна Тимина // 26.11.2024. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/656e4b1a9a7947b033 a1c1e8 (дата обращения: 17.06.2025)

15. Кейс «Кагоцел®», РОССТ и VOX: использование нестандартной диджитал-стратегии для фармы // Sostav // 25.03.2024. URL: https://www.sostav.ru/publication/kagotsel-rosst-i-platforma-vox-66624.html (дата обращения: 17.06.2025)

16. Кейс: Чат-бот для аптеки в Telegram // CodingTeam // 2024. URL: https://codingteam.ru/portfolio/chat-bot-dlya-apteki-v-telegram (дата обращения: 18.06.2025)

17. Белянцев А. Е., Кузнецова Н. А. Применение технологий искусственного интеллекта в системе управления рекламной деятельностью // Финансовые рынки и банки. 2024. № 1. С. 7–10

18. Шевердин А. А. Автоматизация маркетинговых процессов с помощью искусственного интеллекта: преимущества и вызовы // Вестник науки. 2024. № 1 (70). С. 139–150

19. Vivanti // ИИ-Видеоаватары. URL: https://vivanti.ru/video-avatars.html (дата обращения: 17.06.2025)

20. Соболевский Ю. С. Трансформация маркетинга и маркетинговых коммуникаций под воздействием цифровизации // Скиф. 2023. № 5 (81). С. 619–624

21. Wikipedia — понятие cookie. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Cookie# %D0 %A2 %D0 %B8 %D0 %BF %D1 %8B_cookie (дата обращения 17.06.2025)

22. Гадельшин А. А., Степанов М. М. Сookie-файлы как объект персональных данных и способ нарушения конфиденциальности персональных данных // Вопросы российской юстиции. 2021. № 16. С.516–531.

23. Digital 2024: The Russian Federation // Simon Kemp // DataReportal // 23.02.2024

24. Aganina R. N., Andronova T. A. Online advertising in the era of digitalization // Bulletin of the O. E. Kutafin University. 2020. No. 7 (71). pp. 44–52

25. Isakovich E. I., Kasmynin A. V. The possibilities of using neural networks to increase the effectiveness of creating advertising materials // Bulletin of the URIO. 2024. No. 2. pp. 34–41

26. Chervova N. V. Application of neural networks in sales management, marketing and advertising // Humanities, socio-economic and social sciences. 2024. No. 6. pp.278–282

27. Zimina LO., Swarovskaya EB. On the issue of the effectiveness of using neural networks in advertising communication // MNCO. 2024. No. 4 (107). pp. 388–390

28. Hybrid.Ai — Copilot // 2024. URL: https://hybrid.ru/copilot (accessed 17.06.2025)

29. AdSensor // Sensor algorithms. URL: https://adsensor.ru/all-sensors (accessed 17.06.2025)

30. Belyantsev A. E., Kuznetsova N. A. Application of artificial intelligence technologies in the advertising management system // Financial markets and banks. 2024. No. 1. pp.7–10

31. Gaiduk A. E., Andiryakova O. O., Tyurina D. A. Marketing automation and end-to-end technologies: optimizing processes and increasing efficiency // Industrial Economics. 2024. No. 1. pp.136–140.

32. Video clip by Awarded the World Alzheimer's Day Prize // 09/19/2024 // Elena Bershadskaya. URL: https://ru.egis.health/a/videorolik-ko-vsemirnomu-dniu-borby-s-bolezniu-alcgeimera-udostoilsia-premii (date of request: 06/17/2025)

33. Ekaterina Savvina // AI in pharmaceutical marketing — what can your colleagues already do? // 05.11.2024. URL: https://www.youtube.com/watch?v=sVJEV-GXtrY (date of request: 06/17/2025)

34. AtopicApp // Smart assistant for people with atopic dermatitis // URL: https://atopicapp.ru (date of request: 06/17/2025)

35. The neural network from scientists of Sechenov University and Neuromed passed the certification exam for residents // 02/24/2025 // Sechenov University. URL: https:// www.sechenov.ru/pressroom/news/neyroset-ot-uchenykh-sechenovskogo-universiteta-i-neyromeda-sdala-attestatsionnyy-ekzamen-dlya-ordin / (date of request: 06/17/2025)

36. How Data Science and data analytics come to the Russian pharmaceutical industry // Tatiana Timina // 11/26/2024. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/656e4b1a9a7947b033a1c1e8 (date of request: 06/17/2025)

37. The Kagocel® case, ROSST and VOX: using a non-standard digital strategy for pharma // Sostav // 03/25/2024. URL: https://www.sostav.ru/publication/kagotsel-rosst-i-platforma-vox-66624.html (date of request: 06/17/2025)

38. Case study: Chatbot for pharmacy in Telegram // CodingTeam // 2024. URL: https:// codingteam.ru/portfolio/chat-bot-dlya-apteki-v-telegram (date of request: 06/18/2025)

39. Belyantsev A. E., Kuznetsova N. A. Application of artificial intelligence technologies in the advertising management system // Financial markets and banks. 2024. No. 1. pp. 7–10

40. Sheverdin A. A. Automation of marketing processes using artificial intelligence: advantages and challenges // Bulletin of Science. 2024. No. 1 (70). pp. 139–150

41. Vivanti // AI Video Avatars. URL: https://vivanti.ru/video-avatars.html (date of request: 06/17/2025)

42. Sobolevsky Yu. S. Transformation of marketing and marketing communications under the influence of digitalization // Skif. 2023. № 5 (81). pp. 619–624

43. Wikipedia — the concept of cookies. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Cookie # %D0 %A 2 %D0 %B8 %D0 %BF %D1 %8B_cookie (accessed 06/17/2025)

44. Gadelshin A. A., Stepanov M. M. Cookies as an object of personal data and a method of violating the confidentiality of personal data // Issues of Russian Justice. 2021. No. 16. pp.516–531.

Современный мир характеризуется существенным включением цифровых технологий во все сферы жизни: общение людей, развитие различных сфер предпринимательской деятельности или реализацию обучения, автоматизация рабочих процессов, маркетинговую и экономическую сферы и др. Так, согласно данным DataReportal, в январе 2024 г. 130,4 млн человек в РФ (90,4 % от населения) пользовались интернетом [1]. Учитывая высокую востребованность цифровых технологий в российском обществе, логично, что рынок товаров и услуг использует возможности виртуальной среды для оптимизации всех процессов жизненного цикла продукта: от начала его реализации, до продвижения [2].

Так, на сегодняшний день участники рекламного рынка все чаще стараются внедрять цифровые технологии на самых разных этапах жизненного цикла рекламной кампании — от создания баннеров [3] и рерайта (в SMM) [4], до сегментирования аудитории [5] и ассистентов для запуска [6] и оптимизации [7] рекламных кампаний. Тем не менее, нужно помнить, что реклама лекарственных препаратов — это не просто способ продвижения продукции, а важнейший канал информирования населения о возможностях лечения и профилактики заболеваний. Именно поэтому при применении цифровых технологий (в т. ч. искусственного интеллекта) в области продвижения лекарств необходимо помнить о строгих законодательных и этических ограничениях.

Автоматизация рекламных процессов с применением искусственного интеллекта (ИИ) — это использование алгоритмов машинного обучения, анализа больших данных и других ИИ-технологий для повышения эффективности маркетинга и оптимизации рекламных кампаний. Такой подход позволяет передать рутинные и трудоёмкие задачи специализированному программному обеспечению, снижая зависимость от ручного труда. Основная цель внедрения ИИ в рекламу — снижение затрат и повышение результативности рекламной деятельности [8].

Реальные кейсы применения цифровых технологий (в том числе ИИ) лекарственных препаратов в полной мере демонстрируют конкретные механики взаимодействия на продавца и потребителя на всех этапах рекламной кампании.

Для Цитирования:
Ляшенко Арсений Юрьевич, Актуальные возможности применения цифровых технологий (в том числе искусственного интеллекта) в рекламе лекарственных препаратов. Фармацевтическое дело и технология лекарств. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: