В России с апреля текущего года отменили уплату утилизационного сбора для временно ввозимых транспортных средств. Речь идет об автомобилях, которые завозятся для показа на выставках или проведения испытаний. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Теперь в пункте 6 статьи 24.1 закона сказано: «Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)».
Ранее этот сбор уплачивался даже несмотря на то, что нахождение временно ввезенных автомобилей на территории страны носит временный характер и обязанность их последующего вывоза не предполагает последующую утилизацию, а также не наносит такой же негативный эффект воздействия на окружающую среду от их использования, как транспортные средства, нахождение которых в Российской Федерации предполагается постоянным.
Необходимо заметить, что справедливость в данном вопросе была восстановлена еще 23 июля 2019 г., сразу после официального опубликования Постановления Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 № 30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"», согласно которому положения обозначенной статьи были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза, на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
«При существенно различном предполагаемом воздействии транспортных средств на окружающую среду в Российской Федерации при их попадании на ее территорию в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления и таможенной процедуре временного ввоза (допуска) лица, ввозящие их, обременялись уплатой утилизационного сбора в одинаковом размере. Это по существу означало взимание с лиц, осуществляющих временный ввоз транспортного средства, экономически не обоснованного обязательного платежа, что свидетельствует о произвольном характере правового регулирования в этой части», — говорится в документе.