В условиях санкций против России крайне необходимо сфокусироваться на внутренней экономической ситуации в стране, эффективно использовать имеющиеся бюджетные средства. Существенную экономию можно получить при надлежащем уровне планирования необходимых объемов закупок, организации самого процесса закупок, результативного исполнения государственных контрактов, а также при обеспечении должного контроля на каждом из этих этапов. Важно заметить, что качество закупочной деятельности создается не в результате проверки, а благодаря качественному и отлаженному процессу.
Внутренний контроль государственных закупок необходим для:
- предотвращения принятия решений, которые могут привести к нецелевому использованию бюджетных средств;
- предотвращения совершения правонарушений;
- предотвращения тенизации экономики;
- выявления слабых мест в выполнении бюджетной программы;
- выявления бюджетных правонарушений;
- разработки предложений по повышению эффективности организации государственных закупок.
В течение 2000–2018 годов нормативно-правовое регулирование государственных закупок претерпело значительные изменения, которые направлены на прозрачность проведения процедур государственных закупок и выявление нарушений. Развитием правового и методологического обеспечения занимаются Министерство финансов России, Правительство России и другие органы исполнительной власти.
Так, ст. 99 «Контроль в сфере закупок» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подробно разъясняет, в отношении кого осуществляется контроль, кто осуществляет контроль и каким образом.
Действительно, многие исследователи выступали с критикой данного нормативно-правового акта1 . Например, Ю.А Борзенко отмечает, что неконкретность норм Закона № 44-ФЗ сказывается на этапе заключения контракта, так как в ст. 54 указано: «не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе», то есть не уточнено, рабочие или календарные дни применяются в данном случае. Для избегания любых спорных ситуаций по применению сроков в ст. 3 Закона № 44-ФЗ исследователь предлагает указать: «установленный настоящим законом срок исчисляется рабочими днями»2 .