По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6

Актуальные вопросы внутреннего контроля государственных закупок

Омельченко Е.Ю. канд. экон. наук, доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» E-mail: lena.omelchenko.74@mail.ru
Федченко Елена Алексеевна д-р экон. наук, профессор кафедры финансового контроля, анализа и аудита, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» E-mail: fedchenkoea@mail.ru

В статье рассматривается анализ нормативно-правового обеспечения внутреннего контроля государственных закупок. Рассмотрены стратегические планы развития страны, достижению которых будет способствовать отлаженная система внутреннего контроля государственных закупок. Внутренний контроль государственных закупок рассмотрен как проверка принятия и исполнения бюджетных обязательств; подтверждение и исполнение денежных обязательств по принципу взаимосвязи бюджетного, закупочного и учетного процесса.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru.

5. Борзенко Ю.А. Некоторые проблемы применения норм Закона № 44-ФЗ при закупке продовольствия образовательными учреждениями ФСИН России // Вестник Кузбасского института. — 2014. — № 2 (19). — С. 134–138.

В условиях санкций против России крайне необходимо сфокусироваться на внутренней экономической ситуации в стране, эффективно использовать имеющиеся бюджетные средства. Существенную экономию можно получить при надлежащем уровне планирования необходимых объемов закупок, организации самого процесса закупок, результативного исполнения государственных контрактов, а также при обеспечении должного контроля на каждом из этих этапов. Важно заметить, что качество закупочной деятельности создается не в результате проверки, а благодаря качественному и отлаженному процессу.

Внутренний контроль государственных закупок необходим для:

  • предотвращения принятия решений, которые могут привести к нецелевому использованию бюджетных средств;
  • предотвращения совершения правонарушений;
  • предотвращения тенизации экономики;
  • выявления слабых мест в выполнении бюджетной программы;
  • выявления бюджетных правонарушений;
  • разработки предложений по повышению эффективности организации государственных закупок.

В течение 2000–2018 годов нормативно-правовое регулирование государственных закупок претерпело значительные изменения, которые направлены на прозрачность проведения процедур государственных закупок и выявление нарушений. Развитием правового и методологического обеспечения занимаются Министерство финансов России, Правительство России и другие органы исполнительной власти.

Так, ст. 99 «Контроль в сфере закупок» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подробно разъясняет, в отношении кого осуществляется контроль, кто осуществляет контроль и каким образом.

Действительно, многие исследователи выступали с критикой данного нормативно-правового акта1 . Например, Ю.А Борзенко отмечает, что неконкретность норм Закона № 44-ФЗ сказывается на этапе заключения контракта, так как в ст. 54 указано: «не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе», то есть не уточнено, рабочие или календарные дни применяются в данном случае. Для избегания любых спорных ситуаций по применению сроков в ст. 3 Закона № 44-ФЗ исследователь предлагает указать: «установленный настоящим законом срок исчисляется рабочими днями»2 .

Для Цитирования:
Омельченко Е.Ю., Федченко Елена Алексеевна, Актуальные вопросы внутреннего контроля государственных закупок. Бухучет в здравоохранении. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: