Одним из самых актуальных вопросов социального партнерства в сфере образования сегодня все еще остается совершенствование системы оплаты труда российских учителей.
Отметим, что проблема оплаты труда учителя средней школы в России не теряет своей актуальности на протяжении последних нескольких лет. Данная тема особенно активно обсуждалась в 2023 году, который был объявлен Годом педагога и наставника. Между тем, по состоянию на начало 2025 года мало что изменилось в системе оплаты труда российских учителей в большинстве регионов страны и об этом свидетельствует, в том числе, сохраняющаяся дискуссия в публичном научном пространстве, затрагивается и осмысливается в публикациях отечественных ученых и исследователей по актуальным вопросам и проблемам современной образовательной политики [2–4, 7, 10, 19]. Само собой разумеется, что положительные намерения в отношении совершенствования системы оплаты труда учителей, в целом, на государственном и политических уровнях сформулированы и их решение, как следует из высказываний законодателей, политиков, государственных деятелей и материалов СМИ, запланировано в достаточно скорой, среднесрочной стратегической перспективе [15, с. 260].
Глава государства, В.В. Путин в конце 2023 года особенно подчеркивал: «Работа по выработке единых требований к системе оплаты труда педагогических работников образовательных организаций дошкольного и общего образования, учитывающей региональные особенности и нацеленной на стимулирование профессионального роста педагогов, ведется комитетом во взаимодействии с Минпросвещения России на системной основе»1 . В этой связи: «Необходимо увеличить оплату труда учителей в регионах, в которых она ниже средней по стране, а также снять с учителей непрофильную нагрузку»2 .
Между тем, современная ситуация с действующей системой оплаты труда учителей выглядит пока таким образом, что здесь можно согласиться с мнением авторов Ф.К. Ногайлиевой и М. В. Филипповой, считающими, например, что она «при несоблюдении множества рекомендаций по величине и доле окладов приводит к размытости структуры заработной платы, большой и необоснованной региональной дифференциации базового оклада и его низкому уровню. Большой разрыв в величине ставок, самостоятельно устанавливаемых в субъектах РФ, приводит к разной оплате за труд равной ценности, что нарушает один из базовых принципов трудового права — равной оплаты труда равной ценности, и ставит материальное (и, как следствие, социальное) положение учителей в зависимость не от качества и количества их труда, а от уровня экономического развития региона» [8, с. 77].