По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323

Актуальные вопросы социального партнерства в сфере образования

Устинович Е.С. д-р полит. наук, доцент; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, аккредитованный эксперт научно-технической сферы, ORCID ID: 0000-0002-7690-8504
Грешилов Е.Т. менеджер по продажам ООО «Чиста вода» (г. Курск); магистр по направлению подготовки 43.04.03 «Гостиничное дело»; соискатель ученой степени кандидата экономических наук

В настоящей статье раскрыты позиции отдельных российских ученых относительно вопросов и проблем формирования справедливой системы оплаты труда российских учителей, ее взаимосвязи с особенностями режима труда педагогов общеобразовательных школ. Выявлено, что важнейшими вопросами и проблемами для научного сообщества становятся вопросы совершенствования системы оплаты труда учителей и ее справедливости. Подчеркивается, что при несоблюдении множества рекомендаций по величине и доле окладов это приводит к размытости структуры заработной платы, большой и необоснованной региональной дифференциации базового оклада и его низкому уровню. Большой разрыв в величине ставок, самостоятельно устанавливаемых в субъектах РФ, приводит к разной оплате труда равной ценности, что нарушает один из базовых принципов трудового права — равной оплаты труда равной ценности. Показаны положительные тенденции и намерения в решении сложных вопросов справедливого оценивания труда учителей в различных регионах страны со стороны руководства страны, правительства, органов представительной власти. Обращено внимание на отдельные позиции отраслевого соглашения в связи с возникающими сложностями проведения учебного процесса в российских приграничных регионах, где с августа 2024 г. был введен режим контртеррористической операции (КТО). По результатам проведенного анализа отдельных норм и позиций социального партнерства, закрепленных в отраслевом Соглашении со стороны федерального органа исполнительной власти — Министерства просвещения России, сделаны выводы, в целом, об учете особенности труда учителей при проведении уроков с применением дистанционных технологий. При этом, также обозначены особенности данного образовательного процесса в вышеуказанных регионах и необходимости их учета в целях реализации принципа справедливости в постоянно совершенствуемой системе оплаты труда.

Литература:

1. Балашова, Н.В. К вопросу оплаты труда работников государственных учреждений / Н.В. Балашова, Д. В. Коновалова // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 3. — С. 910–918. — DOI 10.17150/2411– 6262.2023.14 (3).910–918. — EDN EQLXIG.

2. Вередюк, О.В. Механизмы достижения достойной оплаты труда в российской экономике / О.В. Вередюк, Е. В. Сыченко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. — 2024. — Т. 40, № 1. — С. 36–57. — DOI 10.21638/spbu05.2024.102. — EDN GOLNDT.

3. Давлетгильдеев, Р.Ш. Международные трудовые стандарты о минимальном размере оплаты труда и законодательство Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ / Р.Ш. Давлетгильдеев, Д.В. Зарубин // Московский журнал международного права. — 2023. — № 2. — С. 6–20. — DOI 10.24833/0869-0049-2023-2-6-20. — EDN ADMPNW.

4. Емельянцева, В.В. О повышении эффективности оплаты труда / В.В. Емельянцева, Е.В. Конвисарова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2024. — № 6. — С. 637–642. — DOI 10.34755/ IROK.2024.90.99.001. — EDN MISIPO.

5. Конюкова, Н.И. Создание единой системы оплаты труда в общем образовании в контексте экономической безопасности // Развитие территорий. 2020. № 3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sozdanie-edinoy-sistemy-oplaty-truda-v-obschem-obrazovanii-v-kontekste-ekonomicheskoybezopasnosti (дата обращения: 16.02.2025).

6. Мальсагов, Б.С. Система оплаты труда работников образовательного учреждения / Б.С. Мальсагов, М.И. Гайрбекова, С. А. Хусаинова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2023. — Т. 13, № 5–1. — С. 724–731. — DOI 10.34670/AR.2023.44.25.095. — EDN TGBDQF.

7. Минкина, Н.И. Оплата труда: проблемы и тенденции правового регулирования в российском законодательстве / Н.И. Минкина // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2024. — № 24. — С. 109–110. — EDN DQMWHF.

8. Ногайлиева, Ф.К. Оплата труда учителей в России: постановка проблемы / Ф.К. Ногайлиева, М. В. Филиппова // Ежегодник трудового права. — 2024. — № 14. — С. 77–93. — DOI 10.21638/ spbu32.2024.105. — EDN VRFXWW.

9. Озерова, О.А. Оплата труда в бюджетной сфере: проблемы и тенденции развития / О.А. Озерова, Г.И. Золотарева // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. — 2023. — № 30. — С. 103–

109. — EDN NIAIEN.

10. Порезанова, Е.В. Специфика оплаты труда в России / Е. В. Порезанова // Эпоха науки. — 2024. — № 40. — С. 147–150. — EDN KFBQVC.

11. Трошина, Е.П. Структура рабочего времени и условия оплаты труда преподавателя современного вуза / Е.П. Трошина, А.В. Кутуев // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2023. — № 2 (220). — С. 76–83. — DOI 10.46554/1993-0453-2023-2-220-76-83. — EDN LYUFSE.

12. Устинович, Е.С. Политико-государственные риски в сфере социально-трудовых отношений при формировании и развитии цифровой экономики: зарубежный опыт / Е. С. Устинович, С.В. Мамонтова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2018. — Т. 8, № 4 (29). — С. 195–200. — EDN YQZTXN.

13. Устинович, Е.С. Государственная политика цифровизации трудовых отношений / Е.С. Устинович // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2018. — Т. 8, № 2 (27). — С. 99–103. — EDN XRTTQT.

14. Устинович, Е.С. Управление человеческим капиталом: нормы, право, инновационные методы для определения уровня компетенций трудовых ресурсов / Е. С. Устинович // Социальная политика и социальное партнерство. — 2020. — № 12. — С. 27–44. — DOI 10.33920/pol-01-2012-03. — EDN FTRRIV.

15. Устинович, Е.С. Репутационный капитал государства: от теории к практике / Е.С. Устинович, М.А. Бочанов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. — 2020. — № 3 (25). — С. 259–269. — EDN SSTCQW.

16. Устинович, Е.С. Об интересе личности к трудовой деятельности в структуре современных тенденций. HR-процессов в организации: вопросы теории и практики / Е. С. Устинович // Социальная политика и социальное партнерство. — 2020. — № 8. — С. 43–56. — DOI 10.33920/pol-01-2008-05. — EDN NOHVPJ.

17. Устинович, Е.С. Социальная справедливость в социальном государстве / Е. С. Устинович // Социальная политика и социальное партнерство. — 2018. — № 10. — С. 18–22. — EDN YNHQOD.

18. Устинович, Е.С. Государственная образовательная политика в России: дайджест экспертных оценок. Часть I. Современные вопросы и проблемы / Е. С. Устинович // Социальная политика и социальное партнерство. — 2023. — № 1. — С. 9–15. — DOI 10.33920/pol-01-2301-01. — EDN XFRZZW.

19. Хрипунова, М.А. Оплата труда работников государственных учреждений высшего профессионального образования / М.А. Хрипунова // Вестник науки. — 2024. — Т. 2, № 6 (75). — С. 435–439. — EDN GWXQZE.

20. Цзя, И. Система мотивации персонала в современных китайских университетах: ключевые принципы, структура оплаты труда, условия стимулирования / И. Цзя // Russian Economic Bulletin. — 2024. — Т. 7, № 1. — С. 43–50. — EDN GSTLTS.

Одним из самых актуальных вопросов социального партнерства в сфере образования сегодня все еще остается совершенствование системы оплаты труда российских учителей.

Отметим, что проблема оплаты труда учителя средней школы в России не теряет своей актуальности на протяжении последних нескольких лет. Данная тема особенно активно обсуждалась в 2023 году, который был объявлен Годом педагога и наставника. Между тем, по состоянию на начало 2025 года мало что изменилось в системе оплаты труда российских учителей в большинстве регионов страны и об этом свидетельствует, в том числе, сохраняющаяся дискуссия в публичном научном пространстве, затрагивается и осмысливается в публикациях отечественных ученых и исследователей по актуальным вопросам и проблемам современной образовательной политики [2–4, 7, 10, 19]. Само собой разумеется, что положительные намерения в отношении совершенствования системы оплаты труда учителей, в целом, на государственном и политических уровнях сформулированы и их решение, как следует из высказываний законодателей, политиков, государственных деятелей и материалов СМИ, запланировано в достаточно скорой, среднесрочной стратегической перспективе [15, с. 260].

Глава государства, В.В. Путин в конце 2023 года особенно подчеркивал: «Работа по выработке единых требований к системе оплаты труда педагогических работников образовательных организаций дошкольного и общего образования, учитывающей региональные особенности и нацеленной на стимулирование профессионального роста педагогов, ведется комитетом во взаимодействии с Минпросвещения России на системной основе»1 . В этой связи: «Необходимо увеличить оплату труда учителей в регионах, в которых она ниже средней по стране, а также снять с учителей непрофильную нагрузку»2 .

Между тем, современная ситуация с действующей системой оплаты труда учителей выглядит пока таким образом, что здесь можно согласиться с мнением авторов Ф.К. Ногайлиевой и М. В. Филипповой, считающими, например, что она «при несоблюдении множества рекомендаций по величине и доле окладов приводит к размытости структуры заработной платы, большой и необоснованной региональной дифференциации базового оклада и его низкому уровню. Большой разрыв в величине ставок, самостоятельно устанавливаемых в субъектах РФ, приводит к разной оплате за труд равной ценности, что нарушает один из базовых принципов трудового права — равной оплаты труда равной ценности, и ставит материальное (и, как следствие, социальное) положение учителей в зависимость не от качества и количества их труда, а от уровня экономического развития региона» [8, с. 77].

Для Цитирования:
Устинович Е.С., Грешилов Е.Т., Актуальные вопросы социального партнерства в сфере образования. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: