По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Актуальные вопросы мотивации работников умственного труда

Павел Симашенков канд. ист. наук, доцент, Самарский университет государственного управления «МИР», г. Самара

В статье анализируются аспекты руководства сферой умственного труда. Автор утверждает, что современные кадровые технологии, рассчитанные на стратификацию коллектива, малоприменимы к работникам умственного труда. Решением проблемы может стать применение патерналистской модели управления, в основе которой — культивирование идеи равенства и невмешательство начальства в область вопросов, относящихся непосредственно к профессии («процессуальная независимость»).

Литература:

1. Проректор РАНХиГС на ПМЭФ назвал учителей «серой закомплексованной массой» // Красная Москва [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://red.msk.ru/prorektor-ranxigs-napmef-nazval-uchitelej-seroj-zakompleksovannojmassoj/ (дата обращения 30.11.2019).

2. Путин: для молодых ученых, претендующих на руководящие посты, нужен конкурс // ТАСС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6646879 (дата обращения 30.11.2019).

3. Григорьев А.О стоимости рабочей силы, меновой стоимости, о труде конкретном и абстрактном и его интеллектуальной составляющей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://alexeygrigoriev1.academia.edu/research (дата обращения 30.11.2019).

4. Кистень А.М., Москалев И.Е. Методы спецназа для руководителей. — М., 2013. — 87 с.

5. Кэннон Дж. Уроки «морских котиков» для бизнеса. — М., 2005. — 488 с.

6. Из выступления Президента РФ В. Путина с Посланием Федеральному собранию о высшем профессиональном образовании и дистанционном обучении // МГППУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fdomgppu. ru/node/12555 (дата обращения 30.11.2019).

7. «Научный стендап» — это нормальный боевой формат. Молодые ученые развлекают и привлекают внимание к своей разработке // Роснано [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rusnano.com/about/presscentre/media/20180219-kultura-radio-nauchnystendap (дата обращения 30.11.2019).

8. Павлов А.В. Мотивация в науке и в образовании // Социум и власть. — № 5 (61). — 2016. — С. 118–126.

9. Симашенков П.Д. Компетентностный подход в кадровой политике: покушение с негодными средствами // Кадровик. — 2018. — № 11. — С. 72–79.

10. Михайлева Е.Г. Интеллектуальная элита в матрице современных социальных изменений: Монография / Е.Г. Михайлева; Нар.укр. акад. — Харьков: Изд-во НУА, 2007. — 576 с.

11. Weyl N. The Creative Elite in America. — Washington, 1996. — 257 p.

12. Белухин Максим. Как на самом деле должно работать менторство // Harvard Business Review Россия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hbr-russia.ru/management/upravleniepersonalom/806192 (дата обращения 30.11.2019).

13. Pavel D. Simashenkov. About Russian version of historical progress // Modern European Researches. — Salzburg, 2019. — № 2. — P. 52–58.

МОЖЕТ БЫТЬ, НАМ ТРУД

ВСЕХ ЗАНЯТИЙ РОДНЕЕ.

Я ТОЖЕ ФАБРИКА,

А ЕСЛИ БЕЗ ТРУБ, —

ТО, МОЖЕТ, МНЕ БЕЗ ТРУБ ТРУДНЕЕ?

«Поэт рабочий» В. Маяковский

Тема исследования, похоже, надолго актуализирована заявлением проректора президентской Академии о «прекрасных и желающих изменяться школьниках» и «отвратительных, неспособных к трансформации учителях» [1]. В этой эпохальной тираде наглядно отражены последние (во всех смыслах) достижения отечественного HR-менеджмента: здесь и нагнетание конкурентного антагонизма; и шоуориентация («в школах три-пять звездных учителей»); и главное — шельмование тружеников как «серой массы закомплексованных неудачников».

Такие ныне времена: безответственные самоутверждаются на безответных. Постперестроечная моральная инверсия обесценила труд, в связи с чем звание «трудящихся» утратило былой вес, уступив место фрилансерам, блогерам и дискуссиям о самозанятости как идеале самореализации. У подрастающего поколения в приоритете стратегия «движения вверх» и тактика зацепинга, чаще и вернее — за эшелоны власти. Конечно, самое надежное средство контролировать социальные лифты — устроиться в контору по их проверке и ремонту, вот отчего столь желанны места в силовых и контролирующих структурах. Посему не удивляет, что в июле 2019 года власть посулила молодым ученым, жаждущим высоких постов, интересные конкурсы и площадки, где можно помериться лидерскими достоинствами [2]. Что характерно — никаких сомнений в том, доверять ли штурвал науки юнгам. Вероятно, командирскими полномочиями они тщатся восполнить отсутствие опыта и интеллектуальную несостоятельность. И кто же тогда более закомплексован: новоявленные МГЕРостраты или исчезающий и уничтожаемый вид homo soveticus, якобы не способный (по мнению проректора РАНХиГС) «развиваться»?

На наш взгляд, проблема заключается в дезориентированности: как развиваться и во что трансформироваться. Современная повестка дня трактует развитие как прайс-лист. В первом приближении все, казалось бы, просто: вознаграждению надлежит быть адекватным выполненной работе (о нюансах адекватной стоимости очень верно — в оригинальной теории А. Григорьева [3]). Но вот что считать таковой (выполнение можно понимать и как процесс и как результат) и в каком эквиваленте оценивать усилия — вопрос и поныне спорный. Особенно остро проблема проявляется в сфере умственного труда. Его невозможно ни делегировать, ни регламентировать. Работа мысли не ограничена рамками времени и возраста (деменция не в счет). По нашему мнению, эквивалентность оплаты труда априори невычисляема, тогда как неэквивалентность очевидна и заметна сразу.

Для Цитирования:
Павел Симашенков, Актуальные вопросы мотивации работников умственного труда. Музей. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: