По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Актуальные вопросы формулировки методологического аппарата исследования при подготовке выпускных квалификационных работ по специальности «Сестринское дело»

Козлова Т.В. директор, ГБОУ СПО МО «Московский областной медицинский колледж № 2», преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный работник образования
Костюкова Э.О. методист, ГБОУ СПО МО «Московский областной медицинский колледж № 2», преподаватель высшей квалификационной категории

Одним из требований федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям СПО является реализация государственной итоговой аттестации выпускников в форме защиты выпускной квалификационной работы. При подготовке дипломных работ наибольшие трудности возникают на этапе формулировки методологических понятий, определения объема и гипотезы практического исследования.

Литература:

1. Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 (ред. от 31.01.2014) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159971/.

2. Медик В.А, Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – М.: ГЭОТАР -Медиа, 2013. – 288 с.

3. Организация и проведение исследований в сестринском деле: учебно-методическое пособие. – М.: Медицина для всех, 2007. – 116 с.

4. Организация сестринской деятельности / Под ред. проф. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2014. – 528 с.

5. Сопина З.Е., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. Современная методология сестринского дела. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 256 с.

На протяжении многих лет формой итоговой государственной аттестации для выпускников СПО являлся междисциплинарный экзамен. С введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов одним из революционных изменений стало появление совершенно непривычной для базовой подготовки защиты выпускной квалификационной работы. Существовала определенная доля сомнений в способности будущей медицинской сестры представить достойный исследовательский продукт. Необходимо заметить, что педагогический коллектив ГБОУ СПО МО «Московский областной медицинский колледж № 2» имел практически десятилетний опыт подготовки дипломных работ выпускниками повышенного уровня образования.

Однако при попытке прямого заимствования уже апробированных ранее требований к подготовке выпускной квалификационной работы возникли закономерные трудности:

— выпускники существовавшего ранее повышенного уровня – главные и старшие медицинские сестры – обладали определенным жизненным опытом, знаниями реального состояния практического здравоохранения, в отличие от студентов базовой подготовки;

— для выпускников повышенного уровня не существовало проблем с определением выборки исследования (они имели полный доступ к отчетным данным, кадровым ресурсам медицинских организаций);

— формулировка основных понятий у студентов повышенного уровня вызывала меньше затруднений, т. к. наиболее трудные моменты были разъяснены при изучении дисциплины «Современная методология сестринского дела» с проведением в том числе практических занятий.

Федеральным государственным образовательным стандартом СПО с целью методической (и, в определенной степени, психологической) подготовки к написанию дипломной работы предполагается введение курсового проектирования при освоении программы подготовки специалиста среднего звена. Идеальным (но не всегда выполнимым) вариантом является трансформация курсовой работы по одному из профессиональных модулей в дипломную работу. Однако даже при подготовке курсовых работ обучающиеся сталкиваются с проблемой формулировки обоснования исследования, определения предметно-объектного поля, задач исследования. С целью разъяснения трудных моментов при выполнении данного вида деятельности в большинстве медицинских колледжей и училищ подготовлены методические рекомендации для руководителей курсовых/дипломных работ и обучающихся. Необходимо заметить, что определенная подготовка, методическая поддержка и обучение технологии написания дипломной работы важны для руководителя выпускной квалификационной работы не менее, чем для выпускника. Так, достаточно много необъективных жалоб и недовольств снимается при четком определении обязанностей руководителя в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 (ред. от 31.01.2014) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» и локальными актами образовательной организации. Например:

Для Цитирования:
Козлова Т.В., Костюкова Э.О., Актуальные вопросы формулировки методологического аппарата исследования при подготовке выпускных квалификационных работ по специальности «Сестринское дело». Медсестра. 2015;11-12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: