На протяжении многих лет формой итоговой государственной аттестации для выпускников СПО являлся междисциплинарный экзамен. С введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов одним из революционных изменений стало появление совершенно непривычной для базовой подготовки защиты выпускной квалификационной работы. Существовала определенная доля сомнений в способности будущей медицинской сестры представить достойный исследовательский продукт. Необходимо заметить, что педагогический коллектив ГБОУ СПО МО «Московский областной медицинский колледж № 2» имел практически десятилетний опыт подготовки дипломных работ выпускниками повышенного уровня образования.
Однако при попытке прямого заимствования уже апробированных ранее требований к подготовке выпускной квалификационной работы возникли закономерные трудности:
— выпускники существовавшего ранее повышенного уровня – главные и старшие медицинские сестры – обладали определенным жизненным опытом, знаниями реального состояния практического здравоохранения, в отличие от студентов базовой подготовки;
— для выпускников повышенного уровня не существовало проблем с определением выборки исследования (они имели полный доступ к отчетным данным, кадровым ресурсам медицинских организаций);
— формулировка основных понятий у студентов повышенного уровня вызывала меньше затруднений, т. к. наиболее трудные моменты были разъяснены при изучении дисциплины «Современная методология сестринского дела» с проведением в том числе практических занятий.
Федеральным государственным образовательным стандартом СПО с целью методической (и, в определенной степени, психологической) подготовки к написанию дипломной работы предполагается введение курсового проектирования при освоении программы подготовки специалиста среднего звена. Идеальным (но не всегда выполнимым) вариантом является трансформация курсовой работы по одному из профессиональных модулей в дипломную работу. Однако даже при подготовке курсовых работ обучающиеся сталкиваются с проблемой формулировки обоснования исследования, определения предметно-объектного поля, задач исследования. С целью разъяснения трудных моментов при выполнении данного вида деятельности в большинстве медицинских колледжей и училищ подготовлены методические рекомендации для руководителей курсовых/дипломных работ и обучающихся. Необходимо заметить, что определенная подготовка, методическая поддержка и обучение технологии написания дипломной работы важны для руководителя выпускной квалификационной работы не менее, чем для выпускника. Так, достаточно много необъективных жалоб и недовольств снимается при четком определении обязанностей руководителя в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 (ред. от 31.01.2014) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» и локальными актами образовательной организации. Например: