С 2013 года российская медицина начала работать по новой одноканальной схеме финансирования. Это один из ключевых этапов реформы здравоохранения: до этого работа лечебных учреждений оплачивалась из нескольких источников. В настоящее же время в систему ОМС переданы денежные средства, ранее поступавшие в медицинские организации из федерального и регионального бюджетов. На мероприятии была рассмотрена федеральная модель одноканального финансирования, а также порядок оплаты медицинской помощи по клинико-статистическим группам (КСГ).
В качестве эксперта на симпозиуме выступила Авксентьева Мария Владимировна, консультант Всемирного банка по проекту совершенствования методов оплаты медицинской помощи ОМС, профессор Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, заместитель директора Центра оценки технологий здравоохранения Института прикладных экономических исследований РАНХиГС: «Сама по себе идея одноканального финансирования заключается в том, что в системе здравоохранения предусмотрен единый канал, через который в медицинскую организацию поступают все собранные из разных источников средства – это система ОМС. На практике внедрение одноканального финансирования решается путем решения двух основных задач.
Первая задача заключается в расширении видов медицинской помощи, которые включаются в ОМС. Например, в настоящее время скорая медицинская помощь уже включена в систему медицинского страхования, частью базовой программы ОМС стали некоторые методы лечения, относящиеся к высокотехнологичной помощи, в перспективе, вероятно, через ОМС будут финансироваться и туберкулез, психические заболевания, ВИЧ-инфекция.
Вторая практическая задача – включение в тариф на ОМС дополнительных статей расходов. До недавнего времени только 4–5 статей расходов стационара оплачивалось через ОМС, сейчас же тариф включает практически все расходы, кроме затрат на капитальный ремонт, строительство и дорогостоящее оборудование».
Параллельно с созданием собственной системы одноканального финансирования перед здравоохранением стояла задача внедрения эффективных методов оплаты оказанной медицинской помощи, единых для всей страны. Для стационарной медицинской помощи был выбран метод клинико-статистических групп (КСГ). КСГ – это классификация законченных случаев лечения в стационаре, объединение их в однородные группы с точки зрения клинической картины, а также затратоемкости или ресурсоемкости на проведение необходимого лечения. Для каждой КСГ определяется коэффициент затратоемкости (КЗ), который показывает, во сколько раз случай, попадающий в каждую группу, стоит дороже, чем средняя стоимость стационарного лечения в России. Так, например, согласно программе государственной гарантии на 2015 год, норматив финансирования за случай стационарного лечения в России составляет около 22 тыс. руб. Коэффициент затратоемкости при проведении химиотерапии злокачественных новообразований (кроме лимфоидной и кроветворной тканей, рака молочной железы, рака кишечника) составляет 2,25, значит, за лечение данного пациента в среднем по России стационар получит 49,5 тыс. руб. В регионах норматив затрат может варьироваться, таким образом и тарифы на данный момент различаются. Но в перспективе вариации в тарифах должны уменьшиться. Таким образом, медицинская помощь будет оплачиваться по единым тарифам, что в конечном итоге уравняет граждан в правах на получение бесплатной медицинской помощи.