По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657 - 08.00.10

Актуальные вопросы аудита эффективности использования государственных средств

Максимов Алексей Михайлович магистрант 1-го курса факультета экономики торговли и товароведения, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: mmaksimov.a@mail.ru
Кочкина Юлия Валерьевна магистрант 1-го курса факультета экономики торговли и товароведения, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: kochkina645@gmail.com
Зацаринная Елена Ивановна канд. экон. наук, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: e29175z@yandex.ru

Статья посвящена вопросам аудита эффективности использования государственных средств в свете меняющихся подходов высших органов аудита к своей деятельности. В качестве одного из направлений совершенствования государственного контроля в Российской Федерации рассматривается метод формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности.

Литература:

1. СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016 № 4ПК) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_208571/.

2. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации за 2018 год. — URL: https:// storage.strategy24.ru/files/news/201904/88a560d1510ae860233053ba98f05384.pdf/.

3. Головина Е.Н., Проданова Н.А. Организация аудита инвестиционных проектов в сфере строительства / Е.Н. Головина, Н.А. Проданова // Бухучет в строительных организациях. — 2019. — № 1. — С. 60–67.

4. Голощапова Л.В., Ештокин М.В. Подходы к эффективному управлению ресурсами / Л.В. Голощапова, М.В. Ештокин // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2011. — № 6. — С. 39.

5. Оганесян С.Г., Голощапова Л.В. Аудит достоверности, устойчивости и эффективности / С.Г. Оганесян, Л.В. Голощапова / В сб.: Учетно-аналитическое обеспечение — информационная основа экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. В 2-х ч. — М., 2017. — С. 275–281.

6. Панков В.В., Чайковская Л.А., Проданова Н.А., Малицкая В.Б., Гаврилова Е.А., Морозова Т.В., Кожухов В.Л. Организация и контроль в системе государственных закупок: отечественный и зарубежный опыт: Монография. — М., 2015. — 247 с.

Важнейшим направлением деятельности любого государства является осуществление контроля. Бюджетные средства — это основа функционирования любого государства, поэтому особое значение придается контрольной деятельности в области государственных финансов. Составной частью системы государственного финансового контроля считается аудит эффективности, который применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных задач социально-экономического развития РФ и осуществления возложенных на Счетную палату функций.

Он широко используется в зарубежной практике. Понятие «аудит эффективности» было закреплено в 1977 году в Лиме (Республика Перу) на Конгрессе ИНТОСАИ. В Австрии, Испании, Италии, Польше, Португалии, Канаде, Великобритании и других странах сформированы и успешно работают органы аудита эффективности. Они выстраивают методологию осуществления контроля эффективности бюджетных расходов в зависимости от общих задач и основных ориентиров развития своего государства, которое наделяет их определенным объемом полномочий по проведению аудита эффективности, а также с учетом потребностей общества как основного пользователя его результатов.

Нормативное регулирование аудита эффективности в зарубежных странах в своей основе базируется на следующих стандартах: ISSAI 100 «Основополагающие принципы аудита государственного сектора», ISSAI 300 «Основополагающие принципы аудита эффективности», ISSAI 3000 «Руководство по проведению аудита эффективности», ISSAI 3100 «Руководство по проведению аудита эффективности — основные принципы».

Термин «аудит эффективности» в России впервые появился в 1977 году, а применяться на практике аудит эффективности расходования бюджетных средств начал лишь с 2004 года. В отечественную экономику он внедрен Международной организацией высших органов финансового контроля.

Принцип эффективности закреплен во многих нормативных правовых актах РФ, например ст. 34 БК РФ в качестве принципа бюджетной системы РФ устанавливает «эффективность использования бюджетных средств».

Для Цитирования:
Максимов Алексей Михайлович, Кочкина Юлия Валерьевна, Зацаринная Елена Ивановна, Актуальные вопросы аудита эффективности использования государственных средств. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: