По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Актуальные тренды в области систем «умный дом»

Камеры с ИИ и голосовые помощники становятся наиболее популярными «умными» гаджетами для управления домом. Пылесосы, утюги, телевизоры и колонки — количество устройств, готовых избавить нас от рутинных действий, растет с каждым годом. При этом гаджеты становятся все мощнее и функциональнее, а выбор технологичного домашнего помощника среди такого многообразия — все сложнее. О главных трендах в области систем «умного дома» мы побеседовали с руководителем популярного магазина техники apple33.com Егором Гавриловым. Эксперт рассказал, что покупают люди в свои дома чаще всего, как помочь «умному» девайсу в случае поломки, и что мы увидим на полках магазинов в ближайшее время.

Егор Гаврилов

— Егор, онлайн-версией вашего магазина электроники пользуются жители многих городов России. Технику у вас покупают тысячи человек, поэтому давайте оценим спрос на товары на примере вашего магазина. Какие устройства с системой «умный дом» приобретают чаще всего?

— Самое популярное устройство из системы «умный дом» сейчас — это камера наблюдения. Моделей камер много и функционал у них довольно разнообразный. Например, есть камеры, которые могут поворачиваться на 360 град., снимать в темноте, некоторые из них снабжены датчиком движения и встроенным микрофоном.

Большим спросом также пользуются разнообразные датчики: датчики движения, освещенности, обнаружения дыма, вибрации, датчики открытия дверей и окон. В последнее время сильно набирают популярность «умные» колонки с голосовым ассистентом. Они хорошо дополняют способ взаимодействия человека и «умного дома». То есть если раньше управление происходило исключительно через приложение на телефоне, то сейчас можно просто сказать команду голосом.

— А какими гаджетами «умного дома» пользуетесь вы сами?

— Я тестирую практически все доступные новинки. На постоянной основе пользуюсь камерами. И не только дома, но и в офисах. Также у меня установлены датчики движения, температуры, открытия дверей, окон, умная колонка, конечно, увлажнитель и очиститель воздуха, робот-пылесос. В общем, стандартный набор. Но для меня интерес больше представляет именно настройка и различные сценарии автоматизации.

— Если говорить о новинках, насколько широко в системах «умный дом» сейчас используется искусственный интеллект (ИИ)?

— Довольно широко. ИИ способен анализировать обстоятельства жизни и предпочтения владельцев дома и самостоятельно регулировать освещение или температуру, а также управлять бытовыми приборами. Из наиболее доступного, например, недавно появилась новинка — камера с распознаванием лиц на основе ИИ, что значительно расширяет возможности по настройке и персонализации «умного дома». Так, она может определить, кто именно появился в зоне видимости и что делает этот человек. В зависимости от этого можно настроить определенные действия. Например, если хозяин дома работает за столом, то система автоматически включает соответствующее освещение или фоновую музыку.

— Вы постоянно следите за новшествами и трендами в сфере электроники. Что касается «умного дома», какие наиболее актуальные тенденции вы могли бы отметить?

— Сейчас у людей появился запрос на «умный дом» как на серьезную систему. Клиенты рассматривают ее как значимую часть дома. Поэтому вопрос надежности стал ключевым. И в этом отношении есть значительный прорыв. В настоящее время идет процесс объединения различных протоколов, по которым работают устройства разных производителей. Прогресс в этом направлении достигнут значительный, я бы сказал даже революционный. Создан и развивается новый протокол — Matter, который объединяет все другие протоколы. Это значит, что теперь вы можете объединить в своем «умном доме» устройства от разных производителей, которые работают на разных протоколах, в общую систему. Это открывает широкие возможности к построению сценариев поведения «умного дома». К примеру, увлажнитель воздуха, пылесос, теплый пол, камеры наблюдения могут работать как отдельные «умные» устройства, но гораздо больше возможностей появляется, если все они работают сообща. Я очень рад, что развитие пошло по такой траектории, а не как раньше — когда каждый производитель старался закрыть свою экосистему, вводил различные региональные ограничения, лишь бы пользователь продолжил покупать именно его устройства. Когда есть выбор, это всегда хорошо.

— Вы разработали собственные методы диагностики и ремонта электроники, с помощью которых можно наладить работу устройства значительно дешевле и эффективнее. Среди ваших клиентов такие крупные компании, как «Билайн» и «Теле2». В чем заключается уникальность ваших разработок?

— Мои собственные разработки заключаются в быстром и точном способе определения неисправного элемента на печатной плате устройства. Конечно, я их применяю и в ремонте неисправных устройств «умного дома». Это позволяет сделать экономически выгодным ремонт даже относительно недорогих устройств, которые при обычном ремонте дешевле заменить на новые.

— В сложных случаях поломки к вам как к эксперту по электронике обращаются из Бюро независимой экспертизы — это профессиональная организация, которая проводит судебные экспертизы во всех регионах страны. С какими вопросами вы помогаете разобраться?

— Как правило, такие обращения поступают, когда дело уже доходит до суда. Цель — получить экспертное мнение относительно причины поломки электроники. Выяснить, производственный это дефект или эксплуатационный.

— Гаджеты с системой «умный дом» продают многие магазины, но именно ваша компания стала одной из самых популярных в нескольких регионах. В рейтинге сервиса «Яндекс.Карты» оценка магазина — 4,9, а доля трафика составляет 50 %. В чем ваш секрет успеха? Почему покупатели снова возвращаются к вам?

— Я люблю «техническую» сторону моего бизнеса. Новаторский подход, нестандартные решения — с этим проблем у меня нет. Но этого мало для построения успешного бизнеса. Практически сразу после открытия компании стало очевидно, что для роста и развития мне необходимы знания в экономике. Их я получал уже в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Значительный рост компании произошел после внедрения автоматизации бизнес-процессов. Так, я настроил обновления на сайте в реальном времени в соответствии с актуальной инвентаризацией и внедрил в работу чат-боты на основе искусственного интеллекта. Это я считаю одним из ключей к успеху.

— Вас включили в Международную ассоциацию предпринимателей и руководителей — сейчас в ней состоит более 90 бизнес-лидеров. Таким результатам во многом способствовало ваше умение принимать стратегические решения и прогнозировать тренды. Как считаете, какое будущее ждет систему «умный дом»?

— Будущее системы «умный дом» выглядит многообещающе. На мой взгляд, есть несколько ключевых направлений развития. Во-первых, увеличится интеграция. Устройства будут все больше взаимодействовать между собой, создавая более сложные экосистемы, которые смогут учиться на поведении пользователей. Также в систему «умный дом» будет все больше проникать искусственный интеллект. Он поможет «предсказывать» потребности жильцов. Можно ожидать и рост использования умных технологий для обеспечения безопасности, включая более продвинутые системы мониторинга и распознавания лиц. Что касается управления домом, то оно станет более интуитивным, продолжится развитие управления через голосовые команды и жесты, а в будущем, возможно, и через нейроинтерфейсы. То есть «умный дом» станет более безопасным, комфортным и эффективным. Но о достижении каких-то существенных результатов, на мой взгляд, в этом направлении можно будет говорить, когда «умный дом» будет незаметен для самого потребителя и будет интуитивно понятным для каждого.

Язык статьи:
Действия с выбранными: