В строительной отрасли ценообразование является одним из ключевых элементов эффективного управления инвестпроектами. Чем точнее будет осуществлено составление сметы, тем точнее можно будет определить экономическую эффективность проекта, но если обратиться к статистическим данным, то, своевременно уложившись в ранее запланированный бюджет, завершается не более 40–50 %.
Однако встречаются и кардинально противоположные ситуации, когда итоговая стоимость обходится в 10, а иногда и в 15 раз дороже, чем предполагалось изначально. Особую актуальность данный вопрос приобрел во время кризиса, когда большинство предприятий прибегают к смене стиля ценообразования. Так, если во время подъема стоимость продукции диктует рынок, то в кризисное время руководство предприятий сталкивается с необходимостью более точного определения себестоимости и по возможности ее снижения.
Данный принцип подходит в том числе и строительной сфере, которая обладает гибкостью и максимально точно отражает ситуацию на территории государства. Это можно подтвердить путем проведения анализа статистических данных в данной сфере. Согласно этим данным, если происходит снижение показателей валового внутреннего продукта (пусть даже и несущественное), то это закономерно влечет за собой снижение объемов ввода в эксплуатацию объектов жилой недвижимости, кроме того, корпорации также меньше инвестируют средства в данную отрасль.
Во времена кризиса существенно снижаются доходы большинства граждан, и понимание, когда именно ситуация нормализуется, отсутствует. В кризисное время основным фактором, который позволяет компаниям удержаться на плаву (а некоторым даже продвинуться в сторону развития), является снижение себестоимости продукции. Это, в свою очередь, становится возможным только при условии постоянного совершенствования системы ценообразования, в том числе путем:
- создания единой базы сметных расценок на продукцию, в которую в том числе включаtтся стоимость всех строительных ресурсов (трудовых, сырья, материалов, оборудования, техники);