Несомненно, что всемирная пандемия коронавируса, начавшаяся в 2019 г. и продолжающаяся по сей день, оказала повсеместное негативное влияние на экономическую и социально-политическую обстановку во всем мире. В значительной степени пострадали целые экономические и производственные отрасли. Заметно сократилась деятельность:
• авиаперевозчиков, соответствующих инфраструктурных объектов и обслуживающего персонала;
• гостиничного бизнеса;
• туристических агентств и прочих предоставляющих услуги в этой сфере организаций.
Тем не менее пандемия повлекла за собой не только дестабилизацию экономики, но и сопутствующие ей социально-политические последствия в виде массового закрытия государственных границ, ограничение нахождения в местах массового скопления и так называемый локдаун в связи с ростом заболеваемости. Самый пик кризисных явлений пришелся на весну 2020 г. Многие страны ввели на своей территории режим чрезвычайной ситуации (ЧС). В субъектах Российской Федерации был введен режим повышенной готовности. На уровне указов субъектов РФ определяется региональная социально-экономическая политика, основанная на санитарно-эпидемиологической обстановке.
Положение иностранных граждан и лиц без гражданства приобрело неопределенность в связи с эпидемиологической ситуацией, и в то же время произошло массовое сокращение спроса на работников в тех отраслях деятельности, которую традиционно занимали трудовые мигранты, — сельскохозяйственной, строительстве и сфере обслуживания. Пребывание на территории РФ становилось экономически нецелесообразным, вместе с тем санитарно-эпидемиологическая ситуация диктовала необходимость минимизации контактов между людьми и самоизоляции.
По данным Всемирного банка, в период пандемии объем денежных переводов как один из индикаторов дохода трудовых мигрантов в СНГ, по прогнозам в 2020 г., должен был сократиться на 16 % [6]. Что касается переводов из России, основных в данном регионе, имеет значение ослабление курса рубля, случившееся в это время. Таким образом, в 2020 г. объем частных денежных переводов в страны СНГ снизился — в Центральную Азию в целом на 17 %. Однако ситуация неоднородна: в Таджикистан — на 33 %, в Узбекистан — на 7, в Туркмению — на 48, в Казахстан — на 11 и Киргизию на 12 %.