С 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), который принял ярко выраженный инновационный характер. Основной целью нового Таможенного кодекса ЕАЭС является стимулирование международной торговли путем упрощения таможенных операций по ввозу и вывозу товаров [1, 2].
При осуществлении таможенных операций выдвигается стадия таможенного декларирования товаров, на которой таможенные органы требуют предоставления максимального набора сведений о товарах, а также вправе требовать большое количество документов, подтверждающих заявленные сведения [3].
В области таможенного декларирования новый ТК ЕАЭС окончательно установил приоритет электронного декларирования товаров, сократил сроки регистрации декларации на товары (ДТ) и выпуска товаров, а также закрепил возможность автоматической регистрации ДТ и выпуска товаров [4].
Безусловно, эффективная реализация вышеуказанных направлений на практике позволит упростить таможенное оформление товаров. Однако, как показала практика 2018–2019 гг., существует ряд серьезных проблем в области таможенного декларирования товаров, что обусловило актуальность данной статьи.
Так, одна из проблем связанна с автоматической регистрацией ДТ в информационной системе таможенного органа без участия должностных лиц, являющаяся ключевым направлением реализации плана мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р [5]. Данное направление позволяет исключить субъективный человеческий фактор при принятии решений при проведении таможенных операций, а также сократить время проведения таможенных операций.
По данным Федеральной таможенной службы России, около 67 % деклараций сегодня оформляется с использованием технологии автоматической регистрации ДТ, а 20 % деклараций — с использованием технологии автоматического выпуска. В то же время, согласно заданию руководителя ФТС России, доля автоматически регистрируемых таможенными органами ДТ должна достичь 99 % к 2021 г. [6].