История развития новой системы кредитных отношений в России сравнительно небольшая. Она проходила достаточно динамично и несистемно. Для того чтобы понять причины современных проблем российского банковского сектора, обратимся к его истории. В самом начале 1992 г. было уже около 1400 коммерческих банков, из них 760 было образовано на основе бывших специализированных, а 640 образованы заново. Сумма их капитализации составляла около 76 млрд руб. При всем этом одним из основных дефектов новой банковской системы стало значительное количество мелких банков— 1037, что составляло 73 % от общего числа банков с уставным фондом от 5 до 25 млн руб. А вот банков с уставным фондом свыше 200 млн руб. насчитывалось всего 24, или 2 % их совокупного количества.
В результате небольшие коммерческие банки не смогли построить эффективную систему по обслуживанию клиентов и гарантировать сохранность их вкладов.
Среди негативных сторон в то время всей российской банковской системы можно отметить недостаточное количество опытных и профессиональных сотрудников, незначительную материально-техническую базу, полное отсутствие конкуренции на рынке услуг, а также недоступность банковских услуг из-за высокого процента.
В 1993–1994 гг. на фоне активного этапа приватизации и в связи с этим значительного развития рынка ценных бумаг наблюдался ощутимый рост количества коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов.
К концу 1994 г. кредитно-финансовая система в России значительно выросла. Было уже около 2400 коммерческих банков, более 2000 страховых компаний, значительное количество инвестиционных фондов. В это же время создавались различные ипотечные банки и негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании и частные сберегательные банки.
В сравнении с периодом 1991– 1992 гг. кредитная система России на конец 1994 г. стала отражать потребности рыночного хозяйства и аккомодироваться в процесс создаваемых новых экономических реформ.
Но и здесь не обошлось без определенных нарушений. Мелкие финансовые учреждения, которые продолжали создаваться в большом количестве, из-за незначительной финансовой базы не смогли справиться с возрастающими потребностями клиентов.