Институты подсудности и подведомственности, являясь наиболее близкими, играют важную роль в определении места разрешения гражданско-правового спора. Они позволяют эффективно реализовывать принципы и задачи гражданского судопроизводства. Изучение институтов подсудности и подведомственности в целом и анализ проблем в частности способствуют их дальнейшему развитию и решению ряда практических задач.
Одним из проблемных является вопрос о соотношении понятий «подсудность», «подведомственности» и «компетенция». Первого октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 , в котором законодатель исключил понятие «подведомственность» из ряда законодательных актов, таких как Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации и другие, заменив его понятиями «компетенция» и «подсудность».
Цель процессуальной реформы заключалась в укреплении единства судебной системы путем ликвидации института подведомственности. Но данная реформа вызвала большое количество вопросов, связанных со смешением понятий «подсудность», «подведомственности» и «компетенция». Так, законодатель в Арбитражном процессуальном кодексе РФ2 закрепляет, что в части 3 и 4 статьи 27 слово «подведомственность» заменяется на слово «компетенция», а в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации3 в абзаце 1 статьи 22 слово «подведомственны» заменяется словом «подсудны». Из федерального закона видно смешение данных понятий, отождествление их друг с другом, что вызывает противоречия. Здесь мы приходим к выводу, что идеи единства судебной системы в данном случае не прослеживается [1, с. 200–202]. Понятия «подсудность», «подведомственность» и «компетенция» имеют свои особенности, а замена одного понятия другим не всегда бывает уместной. Так, «подведомственность» — понятие, разграничивающее предметную компетенцию судов, органов государственной и муниципальной власти, нотариата и иных организаций, которым предоставляется право рассмотрения споров. Подсудность же представляет собой относимость гражданского дела к компетенции определенного суда в области рассмотрения и разрешения гражданских дел по первой инстанции [2, с. 90].