На земле насчитывается более 7000 языков, и каждый из них связан самобытной культурой, исторической и социальной значимостью. Люди разных континентов и стран разговаривают на разнородных, зачастую непохожих языках, вследствие чего появилась тенденция изучать, помимо родного языка, те, на которых говорит значительная часть населения планеты, так называемых мировые или глобальные языки. В ХХ веке русский язык вошел в список мировых языков и стал более востребован среди граждан зарубежных стран. В настоящее время не только жители РФ и стран бывшего СССР знают или хотят изучать русский язык, но и жители других, более отдаленных стран стремятся к этому.
Как и при изучении любого другого языка, у людей, которые решили освоить русский, возникают некоторые трудности. Грамматические правила, особенности произношения — это лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются люди, когда начинают свое знакомство с этим великим и могучим языком.
Проблемы изучения русского языка связаны не только с его изучением, но и с его преподаванием. Несмотря на то что большинство педагогов русского языка — профессионалы в практике преподавания, при обучении зачастую появляются сложности. Разумеется, к каждому человеку нужен индивидуальный подход, своя методика преподавания, но, к сожалению, не все существующие на данный момент методы можно считать эффективными. В этой статье я хочу сделать акцент на самых главных, по моему мнению, проблемах при изучении русского языка, а также проблемах, возникающих при обучении этому языку, и постараться передать свой опыт, для того чтобы их минимизировать.
Есть ключевые моменты, на которые нужно опираться при составлении программы обучения русскому языку (как родному, так и не родному):
1) особенности кириллического алфавита;
2) особенности грамматики;
3) особенности лексики.
Русский язык по праву признан одним из самых сложных для изучения, прежде всего из-за особенностей кириллического алфавита: многие языки базируются на латинице, состав которой значительно отличается от кириллицы как по написанию, так и по произношению. Вторым значительным барьером в изучении русского языка можно назвать правила русской грамматики. Именно этот раздел языкознания является сложным не только для иностранных учеников, но и для тех, кто учит русский язык как родной. Также значительные трудности у изучающих русский язык вызывает использование фразеологизмов и слов в переносном значении.