По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.95 DOI:10.33920/nik-02-2508-02

Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности в России в контексте инновационного развития государства: вопросы стратегического планирования

Волконская Светлана Анатольевна заместитель начальника Учебно-методического управления АНО ВО «Московский гуманитарный университет», кандидат экономических наук, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: svolkonskaya@mosgu.ru, ORCID : 00009-00007-7584-7424
Лабыгина Анна Васильевна Севастопольский государственный университет, кандидат юридических наук, доцент 299053, Российская Федерация, г. Севастополь, Университетская ул., д. 33

В статье актуализируется вопрос о принятии единого стратегического документа в сфере правового регулирования интеллектуальной собственности (далее — ИС), который смог бы охватить все важнейшие направления развития государства, с учетом новых и прогнозируемых технологий и потребностей, обеспечить реализацию приоритетных задач в развитии общества в целом. Принятие единого стратегического документа позволило бы значительно снизить риски административных барьеров для развития инновационной экономики, в которой ИС является базовым инструментом.

Литература:

1. Захаров А.В., Леонтьев Б.Б. Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2012. — № 3. — С. 14–21.

2. Леонтьев Б.Б. Государственная стратегия интеллектуальной собственности в Российской Федерации // Правовая информатика. — 2015. — № 2. — С. 23–40.

3. Незнамов А.В., Наумов В.Б. Стратегия регулирования робототехники и киберфизических систем // Закон. — 2018. — № 2. — С. 69–89.

4. Новоселова Л.А., Гринь О.С. Формирование стратегий развития интеллектуальной собственности в целях преодоления административных барьеров// Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2020. — №2. — С. 4–27.

5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»

6. Распоряжение Правительства РФ от 05.11.2020 № 2871-р (ред. от 14.02.2024) Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата»

7. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года»

8. Рекомендации участников XVI Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» г. Москва, 24 апреля 2025 г.

9. Сенников Н.Л. О реализации Стратегии развития интеллектуальной собственности в Российской Федерации на 2007–2012 годы // Реклама и право. — 2008. — № 2. — С. 13–15.

10. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»

11. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»

12. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

1. Zakharov A.V., Leontiev B.B. Concept of the state strategy of intellectual property // Intellectual property. Industrial property. — 2012. — No. 3. — P. 14–21.

2. Leontiev B.B. State strategy of intellectual property in the Russian Federation // Legal informatics. — 2015. — No. 2. — P. 23–40.

3. Neznamov A.V., Naumov V.B. Strategy for regulating robotics and cyber-physical systems // Law. — 2018. — No. 2. — P. 69–89.

4. Novoselova L.A., Grin' O.S. Formation of strategies for the development of intellectual property in order to overcome administrative barriers // Law. Journal of the Higher School of Economics. — 2020. — No. 2. — P. 4–27.

5. Order of the Government of the Russian Federation of 08.12.2011 No. 2227-r (as amended on 18.10.2018) "On approval of the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the period up to 2020"

6. Order of the Government of the Russian Federation of 05.11.2020 No. 2871r (as amended on 14.02.2024) On approval of the Action Plan ("roadmap") for the implementation of the mechanism for managing systemic changes in the legal regulation of entrepreneurial activity "Transformation of the business climate"

7. Order of the Government of the Russian Federation of 20.05.2023 No. 1315-r "On approval of the Concept of technological development for the period up to 2030"

8. Recommendations of the participants of the XVI International Forum "Innovative Development through the Intellectual Property Market" Moscow, April 24, 2025 g.

9. Sennikov N.L. On the implementation of the Strategy for the Development of Intellectual Property in the Russian Federation for 2007–2012 // Advertising and Law. — 2008. — No. 2. — P. 13–15.

10. Decree of the President of the Russian Federation of 05/09/2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017–2030"

11. Decree of the President of the Russian Federation of October 10, 2019 No. 490 "On the Development of Artificial Intelligence in the Russian Federation"

12. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030"

Статья поступила 16.04.2025 г. Статья одобрена к публикации 13.05.2025 г.

В условиях сохранения в мире основных противоречий, вызовов и угроз в экономике, политике и праве, а также в связи с усилением санкционного давления на Россию, политизацией отношений не только в экономике, но и в сфере культуры, здравоохранения, информатизации, музыки и интеллектуальной собственности, с одной стороны, и в условиях кризиса международного права, с другой, особого внимания заслуживают вопросы конкурентоспособности и технологического суверенитета России.

Стремительное развитие новых технологий, необходимость в обеспечении адекватной и конкурентоспособной экономики, требует от государства быстрой реакции и оперативного определения основных направлений государственной политики. Решение этих вопросов невозможно без развития законодательства в сфере интеллектуальной собственности (далее ИС). Совершенно очевидно, что требуется комплексный подход, создание необходимой инфраструктуры, создание системы государственной поддержки развития интеллектуальной собственности, в том числе, создания институтов защиты интеллектуальных прав, совершенствование законодательства.

Однако в настоящее время, несмотря на очевидную потребность в комплексном регулировании и определении национальных приоритетов в развитии ИС в России, все еще отсутствуют комплексные документы стратегического планирования в данной сфере.

Как справедливо указывает ряд авторов, «в настоящее время при выборе стратегического планирования в развитии интеллектуальной собственности на национальном уровне сохраняется не комплексный, а ситуативный подход. Стратегические документы разрабатываются по узким направлениям, часто без согласования их целей и задач с целями и задачами, формулируемыми для иных направлений развития экономики и общества в целом» [4, c. 4-27].

Так, например, стратегия искусственного интеллекта уже принята, возможно принятие таких решений в отношении иных технологий [3, c. 69– 89]. При таких обстоятельствах, в отсутствии единого стратегического документа, регулирующего развитие ИС в России, правовое регулирование интеллектуальных прав рискует оказаться в еще большем количестве программных документов, что в свою очередь, может создать объективные предпосылки противоречий в выборе приоритетов и тактических управленческих решений.

Для Цитирования:
Волконская Светлана Анатольевна, Лабыгина Анна Васильевна, Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности в России в контексте инновационного развития государства: вопросы стратегического планирования. Ученый совет. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: