Статья поступила 16.04.2025 г. Статья одобрена к публикации 13.05.2025 г.
В условиях сохранения в мире основных противоречий, вызовов и угроз в экономике, политике и праве, а также в связи с усилением санкционного давления на Россию, политизацией отношений не только в экономике, но и в сфере культуры, здравоохранения, информатизации, музыки и интеллектуальной собственности, с одной стороны, и в условиях кризиса международного права, с другой, особого внимания заслуживают вопросы конкурентоспособности и технологического суверенитета России.
Стремительное развитие новых технологий, необходимость в обеспечении адекватной и конкурентоспособной экономики, требует от государства быстрой реакции и оперативного определения основных направлений государственной политики. Решение этих вопросов невозможно без развития законодательства в сфере интеллектуальной собственности (далее ИС). Совершенно очевидно, что требуется комплексный подход, создание необходимой инфраструктуры, создание системы государственной поддержки развития интеллектуальной собственности, в том числе, создания институтов защиты интеллектуальных прав, совершенствование законодательства.
Однако в настоящее время, несмотря на очевидную потребность в комплексном регулировании и определении национальных приоритетов в развитии ИС в России, все еще отсутствуют комплексные документы стратегического планирования в данной сфере.
Как справедливо указывает ряд авторов, «в настоящее время при выборе стратегического планирования в развитии интеллектуальной собственности на национальном уровне сохраняется не комплексный, а ситуативный подход. Стратегические документы разрабатываются по узким направлениям, часто без согласования их целей и задач с целями и задачами, формулируемыми для иных направлений развития экономики и общества в целом» [4, c. 4-27].
Так, например, стратегия искусственного интеллекта уже принята, возможно принятие таких решений в отношении иных технологий [3, c. 69– 89]. При таких обстоятельствах, в отсутствии единого стратегического документа, регулирующего развитие ИС в России, правовое регулирование интеллектуальных прав рискует оказаться в еще большем количестве программных документов, что в свою очередь, может создать объективные предпосылки противоречий в выборе приоритетов и тактических управленческих решений.