В последние годы возросли требования к качеству результатов государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость из базы земельного налога превратилась в комплексный и многоцелевой инструмент регулирования имущественных отношений, рационализации землепользования, влияния на рынок недвижимости.
С 1 января 2020 года завершен «переходный период» вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237‑ФЗ «О государственной кадастровой оценке» [4] (далее — Закон о кадастровой оценке), который заложил правовые основы новой организации работы в сфере государственной кадастровой оценки недвижимости (ГКО) в России. Функции по определению кадастровой стоимости закреплены за специализированными государственными учреждениями регионального уровня. Произошел переход к единым Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке для всех категорий земель и видов объектов [5] (далее — Методические указания), что направлено на обеспечение единообразия определения кадастровой стоимости на всей территории страны [6]. Как справедливо указал в своем исследовании С.А. Липски «…одинаковые методические подходы, большая организованность и дисциплинированность в едином для региона бюджетном учреждении должны позволить обеспечить требуемую прозрачность и обоснованность результатов оценки, а соответственно и прогнозируемость налоговых начислений» [3].
Принятие Закона о кадастровой оценке дало старт для формирования новой системы ГКО, но не решило и не могло решить все накопившиеся проблемы в этой сфере общественно-экономических отношений. Сохраняют актуальность проблемы низкого качества исходных данных об объектах недвижимости, плохого методологического и программно-технического обеспечения, недостаточной профессиональной подготовки кадастровых оценщиков [1].
К 1 января 2020 года в 82 из 85 субъектов РФ (96,5 %) специализированные государственные учреждения приступили к выполнению своих функций по определению кадастровой стоимости в соответствии с Законом о кадастровой оценке и новыми Методическими указаниями (рис. 1). Из них лишь в 57 регионах (67 %) процедуры ГКО коснулись земель сельскохозяйственного назначения.