По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.33 DOI:10.33920/sel-04-2103-06

Актуальные проблемы формирования системы кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения

Выродова Ю.Н. аспирант кафедры природопользования и земельного кадастра Института наук о Земле, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, E-mail: vyrodova_yn@dizo31.ru

Статья посвящена вопросу формирования новой системы государственной кадастровой оценки недвижимости после вступления в силу Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». Представлен анализ итогов первого тура государственной кадастровой оценки (2018–2019 гг.), проведенного по новым правилам, на примере земель сельскохозяйственного назначения в регионах Центрального федерального округа России. Предложена принципиальная схема системы кадастровой оценки.

Литература:

1. Грибовский С.В. К вопросу о качестве кадастровой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2019. — № 9 (216). — С. 24–29.

2. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС): Официальный интернет-ресурс. — URL: https://www.fedstat.ru/ indicator/31328 (дата обращения: 26.01.2020).

3. Липски С.А. Кадастровая оценка и кадастровая деятельность: схожие проблемы, разные решения законодателя // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — № 4. — URL: https://panor.ru/articles/kadastrovaya-otsenka-i-kadastrovaya-deyatelnost-skhozhie-problemy-raznye-resheniya-zakonodatelya/27267.html (дата обращения: 15.07.2020).

4. «О государственной кадастровой оценке»: Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 237‑ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.12.2019).

5. «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»: Приказ Минэкономразвития России от 12.05.2017 №226 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.12.2019).

6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О государственной кадастровой оценке» // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество». — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1060652–6 (дата обращения: 15.01.2020).

7. Фонд данных государственной кадастровой оценки // Портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. — URL: https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO (дата обращения: 25.01.2020).

В последние годы возросли требования к качеству результатов государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость из базы земельного налога превратилась в комплексный и многоцелевой инструмент регулирования имущественных отношений, рационализации землепользования, влияния на рынок недвижимости.

С 1 января 2020 года завершен «переходный период» вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237‑ФЗ «О государственной кадастровой оценке» [4] (далее — Закон о кадастровой оценке), который заложил правовые основы новой организации работы в сфере государственной кадастровой оценки недвижимости (ГКО) в России. Функции по определению кадастровой стоимости закреплены за специализированными государственными учреждениями регионального уровня. Произошел переход к единым Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке для всех категорий земель и видов объектов [5] (далее — Методические указания), что направлено на обеспечение единообразия определения кадастровой стоимости на всей территории страны [6]. Как справедливо указал в своем исследовании С.А. Липски «…одинаковые методические подходы, большая организованность и дисциплинированность в едином для региона бюджетном учреждении должны позволить обеспечить требуемую прозрачность и обоснованность результатов оценки, а соответственно и прогнозируемость налоговых начислений» [3].

Принятие Закона о кадастровой оценке дало старт для формирования новой системы ГКО, но не решило и не могло решить все накопившиеся проблемы в этой сфере общественно-экономических отношений. Сохраняют актуальность проблемы низкого качества исходных данных об объектах недвижимости, плохого методологического и программно-технического обеспечения, недостаточной профессиональной подготовки кадастровых оценщиков [1].

К 1 января 2020 года в 82 из 85 субъектов РФ (96,5 %) специализированные государственные учреждения приступили к выполнению своих функций по определению кадастровой стоимости в соответствии с Законом о кадастровой оценке и новыми Методическими указаниями (рис. 1). Из них лишь в 57 регионах (67 %) процедуры ГКО коснулись земель сельскохозяйственного назначения.

Для Цитирования:
Выродова Ю.Н., Актуальные проблемы формирования системы кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: