Историю развития управления качеством можно представить в виде нескольких этапов.
Целью данного исследования является изучение особенностей методов работы по качеству на разных этапах развития философии качества и анализ применения этих методов в деятельности современного предприятия.
Основная часть. Первоначально задачи системного подхода к управлению качеством в 1905 г. были сформированы с появлением системы Тейлора. Были установлены производственно-технические нормы для специалистов и инженеров. На производстве появились инспекторы в сфере качества. На данном этапе были введены штрафы за допущенные дефекты или брак, это являлось мотивацией для более качественной работы. Была сформирована система профессионального обучения и обучения работы с оборудованием. Главным недостатком системы Тейлора стал пробел в управлении конкретными производственными процессами.
Второй этап развития управления качеством начался в 1924 г., когда в некоторых организациях появились первые попытки статистического управления качеством, в ходе которого разрабатывались контрольные карты, таблицы и понятия выборочного контроля качества [2]. Впервые появилась идея о необходимости отмены оценки выполнения работы для исключения атмосферы страха, которая способствовала росту значимости краткосрочного вклада в работу. Определилась главная задача менеджера, который должен был теперь заниматься в большей мере повышением качества и отвечать за отдельно взятый участок. Весь персонал при этом вовлекался в процедуры, обеспечивающие рост качества и решающие производственные проблемы.
Третий этап развития управления качеством относят к середине ХХ в., когда появляется концепция о тотальном контроле качества, основными задачами которой становятся:
1. Прогнозированная ликвидация возможных несоответствий изделий во время конструкторских разработок,
2. Контроль качества продаваемых изделий (комплектующих и материалов),
3. Производственное управление,
4. Сервисное обслуживание,